М.Я. Шолохов, В.А. Тугов, И.И. Желнов
До свидания, мальчики…
Постарайтесь вернуться назад
Современное состояние школьного воспитания характеризуют сегодня четыре фактора «Д», определяющих нравственно-психологический климат «возрастания» идущего нам на смену поколения: а) экономическая Дезинтеграция; б) социальная Дезориентация общества; в) Девальвация национальных духовных ценностей и ценности человеческой жизни и г) Деформация культурно-образовательной системы. Эти факторы оказали резко негативное влияние на общественное сознание и особенно молодежи. Во всём обществе, и, что самое страшное, в школьно-педагогическом пространстве исчезает ответственность за планирование будущего своих воспитанников. Всё меньше педагогические коллективы школ беспокоит судьба их выпускников. На задворках тридесятых мест находится сегодня работа по ориентации школьников на их профессиональное будущее, практически никто в школе не задумывается о качественной подготовке юношей к гражданскому и ратному служению своему Отечеству.
В обществе резко снизилось воспитательное воздействие культуры, искусства, образования и других важнейших факторов формирования Российского патриотического сознания. Всё более заметной становится утрата в сознании у нашей смены чувств чести, долга, национального достоинства и гордости за свою Родину, а у их педагогов отсутствие психолого-педагогических механизмов их формирования. В обществе обозначились тенденции к преклонению перед ценностями т.н. цивилизованно-потребительского мира. В нашем сознании укоренилось равнодушие, эгоизм, цинизм, индивидуализм, агрессивность, существенно обостряются социальные и национальные противоречия. Появляется устойчивый общественный патриотический нигилизм и, как следствие, у молодого поколения ширится тенденция падения престижа военной службы и государственного служения, крепнет уверенность в ее ненужности и бесперспективности.
Установленный срок службы сегодня не соответствует уровню допризывной подготовки молодёжи, т.к.в последние годы система допризывной подготовки во многом подверглась реформированию, а точнее разрушению на волне псевдопацифиских настроений в обществе, а также определенной дискредитации места и роли Вооруженных Сил в структуре государственной власти.
Парадоксальный результат нынешнего состояния готовности молодёжи к жизненным испытаниям заключается в том, что из-за равнодушия взрослых, в т.ч. и школьных педагогов, главным жизненным и профессиональным назначением которых является передача подрастающему поколению общественно-исторического опыта, состоит в том, что мало того, что школьников не готовят к грядущим жизненным трудностям, так ещё и оберегая их от суровых испытаний, помогая им «откосить» и «отмазаться», они становятся соучастниками будущих бед и несчастий своих воспитанников. Это ярко видно на примере проблемы подготовки школьников допризывников к службе в Вооружённых Силах РФ.
Показательным примером, иллюстрирующий вышесказанное является «письмо редактора» (главного) журнала «Здоровье школьника», опубликованное в 4 номере 2012 г. Аллы Виноградовой. Процитирую: «Между тем давным-давно, когда земля была совсем молодой, и никакого призыва, от которого надо отмазываться, не существовало, юноши в нежном возрасте покидали дом и маму. И вместе с мужчинами своего племени отправлялись рисковать в плановом порядке. Это было опасно, больно, трудно, голодно, местами довольно долго (чем не условия службы в нашей армии – авт.) – но уходили они мальчиками, а возвращались взрослыми воинами. В ходе испытания человек как бы рождается заново – и это ему давалось нелегко. Но никто не отказывался, потому, что не хотел позориться и на всю жизнь оставаться маминым мальчиком… (и далее! - авт.) Будь у меня хоть один сын, а не две дочки, я тоже не хотела бы отпускать. Пусть оставался со мной, живой и здоровый…». Вот и пойми это агитация за армейскую службу, или против. В журнале для родителей, да и для детей, это звучит всё-таки как против.
Деформация системы допризывной подготовки, и практически полное отсутствие в ней механизма формирования психологической готовности призывников, лежит в основе участившихся случаев уклонения юношей от службы в армии, симуляции различных, в т.ч. психических, заболеваний. Низкий уровень физического и морально-психологического потенциала призывников, отсутствие их военно-технической и специальной подготовки часто приводит к росту суицидов военнослужащихособеннона начальном этапе прохождения службы.
Так например, «небоевые» потери в Вооруженных силах РФ в2005 год составили 1064 чел. (самоубийств –25,9%); в 2006 год – 554 чел. (самоубийств – 38%); в 2007 год – 443 чел. (самоубийств – 51%). А только в июне 2008 года из 33 человек погибших в результате преступлений и происшествий было уже 20 (61%!) погибших от самоубийств (более поздних данных найти на момент написания статьи не удалось - авт.). Динамика роста проблемы налицо.
Среди солдат на начальном этапе службы наблюдаются случаи снижения или даже утраты положительного уровня адаптации. Самоубийство в настоящее время находится в ряду основных причин смертности военнослужащих срочной службы в мирное время. Как видно из приведённых выше данных последнее время «небоевые потери» по этой причине составляют более 50 процентов от общего числа потерь. Серьезной проблемой являются покушения на самоубийство (их число значительно превышает количество случаев завершенных самоубийств), влекущие необратимые нарушения здоровья военнослужащих. Неспособность и неготовность выполнять служебные обязанности в более чем половине случаев приводят к увольнению из Вооруженных Сил. Со стороны людей отвечающих за подготовку молодёжи к службе в армии существует упрощенное отношение к фактам самоубийств, которые стремятся объяснить исключительно психическим и расстройствами. Между тем более 80% воинов из числа лишивших себя жизни – это практически здоровые лица, попавшие в острые психотравмирующие ситуации.
В этих условиях становится очевидной неотложность решения на всех уровнях, проблем воспитания патриотизма как основы консолидации общества и укрепления Российской государственности и ранней подготовки лиц мужского пола к службе по предотвращению и защите от военных посягательств на свободу и самостоятельность развития нашей Родины.
Чтобы объединить усилия в решении этих проблем всех государственно-заинтересованных сторон и направить работу на все социальные и возрастные группы нашего общества и, особеннона молодежь, нужна единая политика в области патриотического воспитания и подготовки молодёжи к службе в армии, а также соответствующая ей система работы.
Эта система должна представлять из себя комплекс научно-обоснованных организационных и психолого-педагогических мероприятий, направленных на формирование у граждан (в нашем случае у учащихся – допризывников) психологической готовности к: призыву на военную службу; овладению военно-учетными специальностями; обучению в военных образовательных учреждениях профессионального образования; и поступлению на военную службу по контракту. Эта система будет являться важным элементом обязательной и добровольной подготовки граждан к военной службе и их гражданско-патриотическому воспитанию. Сегодня малый срок службы, установленный Российским законодательством для граждан подлежащих призыву, определяется с учетом их качественной допризывной подготовки, которая должна (в идеале) включать военно-техническую, военно-патриотическую подготовку, их физическое воспитание, формирование у допризывной молодежи психологического настроя и готовности к службе в армии. Наметившиеся сегодня тенденции восстановления и создания отдельных звеньев системы допризывной подготовки нуждаются во всесторонней и всемерной поддержке и углублении, обеспечении комплексного подхода к формированию морально-психологического потенциала личности призывника, его моральной, физической и психологической готовности к службе в армии.
Такой системы сегодня нет.Основная надежда (довольно призрачная) в деле подготовки учащийся молодёжи к службе в вооружённых силах возлагаетсяна общеобразовательные учреждения, в которых обучаются школьники-допризывники. Сегодня основным местом для подготовки молодого человека к службе в армии нашкольном этапеобучения являются уроки ОБЖ, которыесодержат раздел «основы военной службы» (10 класс). По количеству учебных часов курс занимает – 34 часа занятий и 35 часов военных сборов. Без калькулятора видно, что время, отведенное для подготовки призывника обучающегося в общеобразовательной школе к адаптации на первоначальном этапе военной службы составляет меньше времени «курса молодого бойца», тем более времени проведенного в «учебке». При этом в большинстве образовательных учреждениях занятия со школьниками проводят либо люди никогда не служившие в армии (чаще это женщины), либо мужчины отставники не имеющие ни педагогической, а тем более психологической подготовки.
Но это еще не все. Даже в тот недолгий срок изучения основ военной службы в рамках школьной программы практически не находится, к сожалению, времени для морально- психологической подготовки молодых людей к военной службе, которая была бы нацелена, на формирование у них такого психологического настроя, который позволяет преодолевать страх, растерянность, усталость, помогает в любой ситуации сохранять уверенность в своих силах, побуждает быть упорным, храбрым и готовым отдать жизнь при военной защите интересов и безопасности своей Родины.
Актуальность обсуждаемой темы обусловлена, прежде всего, проблемой психологической подготовки подростков к военной службе, подготовки их к возможности преодолевать стрессовые ситуации как в повседневной жизни, так и в ходе выполнения своего конституционного долга. Сократить срок психологической адаптации, а значит снизить риск стрессовых переживаний, приводящих часто к суицидальному исходу, призывников в условиях начала воинской службы, можно только при условии выделения в школьном образовательном процессе времени на их психологическую подготовку на стадии их обучения в образовательном учреждении. Для формирования устойчивости и прочности адаптации к военной службе необходимо накопление начального опыта практических действий по преодолению различных трудностей, особенно психической напряженности, которая наиболее отрицательно влияет на адаптацию человека.
Психологическая готовность допризывника к военной службе представляет собой результат специальной психологической подготовки и рассматривается как состояние, предшествующее служебной деятельности. Состояние психологической готовности имеет сложную структуру, включающую совокупность эмоциональных, волевых, мотивационных, познавательных, операциональных сторон, процессов, свойств, образований, состояний психики человека в их соотношении с внешними ситуационными условиями и предстоящими задачами.
В психологической готовности концентрируются возможности человека и ее проявление зависит как от особенностей личности так и от условий деятельности. Вышеизложенное позволяет сформулировать следующее определение психологической подготовки подростков и юношей к военной службе: психологическая подготовка – это система мероприятий по формированию у допризывников состояния психологической готовности к преодолению отрицательного влияния факторов военной службы.
Психологическая подготовка допризывников осуществляется с помощью специальных методов, под которыми понимаются способы целенаправленного воздействия на допризывников с целью формирования состояния психологической напряженности адекватного возможным ситуациям военной службы.
Всю совокупность методов психологической подготовки можно объединить в две большие группы: методы моделирования психологических факторов военной службы и методы регуляции и саморегуляции психических состояний.
Для определения направленности психологической подготовки школьников к службе в армии, специалисту необходимо определить «болевые точки» психологической напряжённости допризывников накануне их призыва на службу. С этой целью проводиться мониторинг отношения учащихся общеобразовательных школ к службе в ВС РФ. Школьникам -допризывникам предлагается ответить на вопросы анкеты, разработанной в Центре социально-трудовой адаптации и профориентации «Академический» (далее Центр). В процессе подготовки тематики занятий по психологической подготовке к службе в армии, были обработаны и проанализированы результаты анкетирования 123 учащихся 10-х классов из 7 общеобразовательных учреждений (ОУ) ЮЗАО г. Москвы. В мониторинге участвовали ОУ различного «социального» статуса: «обыкновенная» школа рабочего района; специализированная «языковая»; школа-интернат для детей из социально-неблагополучных семей; а также из ОУ, имеющих военно-патриотические клубы (ВПК). Вашему вниманию предлагаются результаты анкетирования школьников по двум группам ОУ: а) не имеющие ВПК и б) имеющие клуб.
Итоговые показатели результатов анкетирования
учащихся общеобразовательных учреждений допризывного возраста
по вопросу отношения к срочной службе в ВС РФ
№№ |
Содержание анкеты |
ОУа |
ОУб |
Итого: |
Военная служба в современных условиях является: |
Итого (чел.) 49 |
Итого (чел.) 74 |
Итого: % от 123 |
|
1.1. |
священным долгом гражданина |
27% |
4% |
17 |
1.2. |
добровольной обязанностью каждого мужчины |
23 |
32 |
24 |
1.3. |
принудительной обязанностью |
18 |
38 |
26 |
1.4. |
обременительной необходимостью |
4 |
16 |
10 |
1.5. |
«школой» жизни |
25 |
18 |
20 |
1.6. |
бесполезной тратой времени |
16 |
23 |
22 |
Раздумывая о перспективы службы в армии, я решил: |
|
|
|
|
2.1. |
пойти служить добровольно |
45 |
12 |
29 |
2.2. |
пройти альтернативную службу |
22 |
31 |
27 |
2.3. |
уклониться от службы в армии |
37 |
69 |
52 |
2.4. |
посвятить служению в армии (стать профессиональным военным) |
14 |
7 |
13 |
О человеке, который добровольно пошёл служить в армию я думаю, что он: |
|
|
|
|
3.1. |
патриот |
43 |
38 |
32 |
3.2. |
несчастный |
7 |
10 |
8 |
3.3. |
«ненормальный» |
11 |
12 |
16 |
3.4. |
мужественный |
43 |
24 |
31 |
Какие качества (чувства) формирует служба в армии: |
|
|
|
|
4.1. |
приобретение жизненного опыта |
54 |
40 |
47 |
4.2. |
мужество |
41 |
50 |
43 |
4.3. |
чувство собственного достоинства |
25 |
14 |
19 |
4.4. |
чувство ущербности |
9 |
14 |
12 |
Что Вас может отпугнуть от службы в армии: |
|
|
|
|
5.1. |
упущенные возможности в профессиональном определении |
32 |
30 |
31 |
5.2. |
«дедовщина» - вероятность инвалидизации |
61 |
52 |
54 |
5.3. |
возможность гибели |
20 |
32 |
26 |
5.4. |
унижение человеческого достоинства |
16 |
32 |
24 |
5.5. |
необходимость беспрекословного подчинения |
7 |
18 |
17 |
5.6. |
ограничение личной свободы |
18 |
54 |
19 |
Что с Вашей точки зрения нужно сделать, чтобы служба в армии стала привлекательной: |
|
|
|
|
6.1. |
отменить призыв и перейти на контрактную систему набора |
48 |
48 |
52 |
6.2. |
устранить «дедовщину» |
59 |
50 |
54 |
6.3. |
улучшить бытовые условия службы |
23 |
44 |
32 |
6.4. |
увеличить денежное довольствие |
29 |
36 |
31 |
6.5. |
установить систему льгот отслужившим в армии
|
20 |
36 |
23 |
Какие положительные моменты службы в армии Вы могли бы отметить: |
|
|
|
|
7.1. |
приобретение жизненного опыта |
45 |
46 |
46 |
7.2. |
возможность определиться в профессиональной направленности |
7 |
4 |
6 |
7.3. |
формирование самодисциплинированности |
52 |
56 |
51 |
Вы оцените роль школьного образования в подготовке к службе в армии (ОБЖ) как: |
|
|
|
|
8.1. |
отлично |
25 |
12 |
18 |
8.2. |
хорошо |
34 |
22 |
28 |
8.3. |
удовлетворительно |
20 |
48 |
36 |
8.4. |
отвратительно |
18 |
20 |
17 |
Считаете ли Вы, что для успешного прохождения службы: |
|
|
|
|
9.1. |
необходима дополнительная подготовка |
45 |
15 |
30 |
9.2. |
достаточно того, что изучается на уроках ОБЖ в школе |
20 |
18 |
19 |
9.3. |
никакая подготовка не нужна, подготовят на месте прохождения службы |
20 |
39 |
29 |
9.4. |
в специальных центрах и пунктах |
18 |
21 |
19 |
9.5. |
при военных комиссариатах |
2 |
4 |
3 |
Какая сторона подготовки к службе наиболее для Вас значима (по степени значимости): |
|
|
|
|
10.1. |
физическая |
1 |
1 |
1 |
10.2 |
психологическая |
2 |
3 |
2 |
10.3 |
стрелковая |
3 |
2 |
2 |
10.4 |
гражданская, правовая |
5 |
4 |
3 |
10.5. |
патриотическая |
4 |
5 |
3 |
Какие дисциплины в подготовке к службе Вы бы добавили (по степени значимости): |
|
|
|
|
11.1. |
тактико-специальная подготовка (картография, ориентирование, разведка и др.) |
2 |
2 |
2 |
11.2. |
правовая |
3 |
4 |
4 |
11.3. |
правила и приёмы ведение психологической войны |
2 |
3 |
3 |
11.4. |
правила и приёмы рукопашного боя |
1 |
1 |
1 |
Анализ результатов мониторинга:
1.1. «Священным долгом каждого гражданина» военную службу (далее ВС)считают 17% (27/4) опрошенных школьников. Добровольной обязанностью каждого мужчины военную службу определяют 24% (23/32). При этом большинство юношей допризывного возраста не идентифицируют себя ни с гражданами, ни с «каждыми» мужчинами. ВС для них является «принудительной обязанностью» 26% (18/38) воспринимается ими как «бесполезная трата времени» 22% (16/23) и «обременительной необходимостью» 10% (4/16). А если для 20% (25/18) служба в армии и является «школой жизни», то только для других, но не для себя. Так отвечая на вопрос: «Готов ли ты служить?» («Здоровье школьника» №4, 2012, стр.7) учащийся 10-го класса - отвечает – «К сожалению (!) нет… Да, в армии служат только смелые, отчаянные, готовые на всё парни, которые будут защищать Отечество для будущих поколений. Но я к их числу не отношусь…». В результате «уклониться от службы» («откосить») или «пройти альтернативную службу» планируют соответственно 52% (37/69) и 27% (22/31) допризывников. Лишь треть школьников 29% (45/12) готова пройти военную службу добровольно в воинской части. Зато «посвятить себя служению в армии (стать профессиональным военным)» изъявили желание 13% (14/7) школьников.
1.2. Источниками психологической напряженности ВС: а) в первую очередь (77%) для более половины допризывников 54% (61/52) называется страх перед неуставными отношениями («дедовщиной») в результате которых высока вероятность потеря здоровья и возможность гибели 26% (20/32) и б) во вторую (60%) страх перед ограничением личной свободы 36% и унижения личного достоинства 24%. «В армии служить не хочу, потому что там жёсткий устав. Например требуется рано вставать, быстро убирать кровать, потом уроки, наряды, бегать, подтягиваться. Но это не главное. Вдруг война, как в сорок первом? Меня могут убить. Могут попасться плохие друзья» - так объясняет своё нежелание служить учащийся 8-го класса («Здоровье школьника» №4, 2012, стр.7). Отсюда и пожелания допризывников «убрать из армии «дедовщину» 54% (59/50), отменить призыв и перейти на контрактную систему набора 52% (48/48)
1.3. Треть опрошенных учащихся 31% (32/31) считают ВС упущенными возможностями в профессиональном определении (см. также «бесполезная трата времени»). Так прежде всего считают школьники специализированных ОУ. В то же время учащиеся школы-интерната в службе видят для себя возможность получения специализации и социального опыта как необходимое условие их социальной адаптации.
1.4. Уроки ОБЖ в рамках общеобразовательной программы не могут сегодня качественно на достойном уровне обеспечить подготовку учащихся общеобразовательных учреждений к армейской службе. Абсолютно удовлетворены ролью школьного образования в подготовке школьников к ВС всего 19% (20/18) подростков, 30% (45/15) говорят о необходимости организации дополнительных занятий (их них 19% (18/21) в специализированных центрах) военно-патриотической направленности. При этом столько же 29% (20/39) школьников считают, что никакой необходимости в предварительной подготовке к ВС нет т.к. всему необходимому для прохождения службы научат уже во время призыва.
1.5. В необходимости организации дополнительных занятий по подготовке юношей к ВС первое место занимают занятия по физической подготовке, прежде всего специальная учёба правилам и приёмам рукопашного боя и занятия по тактико-специальной направленности; необходимость психологической подготовки в пожеланиях школьников находится на 2 (!) месте.
Вывод. Суммируя всё вышесказанное, основываясь на анализе мониторинга отношения учащихся-допризывников к военной службе можно говорить об острой необходимости планировать их психологическую подготовку по следующим направлениям (темам):
– формирование механизма патриотического воспитания как мотивацию на исполнение своего гражданского долга;
– организация занятий по психологической подготовке учащихся-допризывников по темам: риски и ожидания в условиях изменения социальной ситуации и социальной роли в условиях начала прохождения воинской службы; психологические особенности взаимоотношений в воинском коллективе; профилактика стрессовых ситуаций;
– организация занятий по физической и специальной подготовке учащихся старших классов;
– правовая подготовка школьников права и обязанности призывников и военнослужащих.
Литература: