Авиационно-противолодочный комплекс Бе-12

Авиационно-противолодочный комплекс на основе «летающей лодки» Бе-12 стал ответом американцам, первыми начавшими разработку ядерных глубинных бомб. Его создание заняло около десяти лет. Первая отечественная серийная ядерная авиационная глубинная бомба СК-1 (5Ф48), носившая еще и зловещее – в духе черного юмора – название «Скальп» (скорее это шифр темы НИОКР по данному боеприпасу), была создана во ВНИИ-1011 Минсредмаша (ныне РФЯЦ-ВНИИТФ им. академика Забабахина).

12-01.jpg

 

Видимо, придумавшие это секретное прозвище остроумы имели в виду, что их изделие способно сдирать с вражеских субмарин внешние легкие корпуса и насмерть кромсать прочные. Бомба предназначалась для оснащения турбовинтового гидросамолета-амфибии Бе-12 «Чайка», разработанного ОКБ морского самолетостроения Георгия Бериева. Задача создания атомного крылатого охотника за подводными лодками была сформулирована в 1960 году тактико-техническими требованиями, утвержденными командованием ВМФ. Ее важность определялась, как и американцами для своих систем аналогичного оружия, прежде всего появлением у вероятного противника атомных ракетных подводных лодок стратегического назначения (типа «Джордж Вашингтон»).

Работа спорилась, и в августе 1961-го правительство СССР распорядилось провести заводские и зачетные испытания. Они, разумеется, без ядерного заряда проходили на морском спецполигоне в Крыму. В 1964 году совместные летные испытания «Чайки» (в особой модификации Бе-12СК) и «Скальпа» завершились, новейший авиационно-противолодочный комплекс приняли на вооружение советской военно-морской авиации. В 1965–1970-м его получили три противолодочных авиаполка дальнего действия и две противолодочные эскадрильи ВМФ.

Сегодня характеристики этого оружия, которое давно не у дел, уже не являются военной тайной. Гидросамолет «Чайка» в атомной модификации брал один «Скальп» – это была увесистая «груша» массой более полутора тонн. В бомбоотсеке поддерживался температурный микроклимат, необходимый для обеспечения надежности срабатывания ядерного заряда мощностью порядка 10 килотонн. «Скальп» позволял уничтожать подводные лодки противника в радиусе до 600–700 метров, при этом глубина подрыва – до 400 метров. Сбрасывался «Скальп» с высоты до восьми километров, а безопасная для самолета высота составляла два километра. Значительный радиус поражения и глубина применения спецбомбы должны были компенсировать не слишком, прямо скажем, высокую вероятность (0,15–0,18) и ограниченную 200 метрами глубину поражения вражеских субмарин тогдашней авиационной самонаводящейся противолодочной торпедой АТ-1, носителем которой также являлись Бе-12 (по одной на самолет).

При необходимости «Скальп» можно было использовать против надводных и наземных целей, правда, слабо прикрытых средствами ПВО или после подавления таковых, поскольку «Чайка» была весьма уязвимой.

В конце 60-х Бе-12 Черноморского флота, прилетевшие в Египет, начали нести боевую службу над Средиземным морем, где патрулировали американские ПЛАРБ, обосновавшиеся на базе «Рота» в Испании.

С течением времени на смену «Скальпу» была принята на вооружение и освоена производством в 1969–1970 годах новая авиационная ядерная глубинная бомба РЮ-2 (8Ф59) «Скат» (в просторечии «рюшка»). Она могла применяться с борта не только Бе-12, но и других противолодочных самолетов: дальних Ил-38 и сверхдальних Ту-142, а также корабельных противолодочных вертолетов Ка-25 (в модификации Ка-25ПЛЮ – «плюшка»). Впрочем, как и «Лулу», «рюшки» вместе с «плюшками» уже история.