Первый день автопробега "Дорогами памяти 2020"

Рассказ от первого лица.

При подготовки автопробега необходимо учитывать большое количество на первый взгляд малозначительных деталей:

- вместимость транспортных средств по количеству пассажиров и личных вещей. Но есть ещё вещи общего пользования, которые также необходимо комфортно разместить, чтобы при необходимости легко достать и использовать по назначению. Это вода, еда, палатки, плитки, посуда для приготовления пищи, печки и плитки, возможно запас горючего и прочее. Учитывая, что основное время участники автопробега будут одеты униформу - форма бойцов Рабоче-Крестьянской Красной армии, а также, что на улице конец августа и стоит тёплая погода и маршрут лежит на юг России, большой необходимости в запасах сменной одежды у нас небыло. Но наличие сменной обуви предусмотреть необходимо. Было решено во время маршрута ехать на легке - шорты, футболки, сандали или кеды, а перед въездом в города переодеваться в форму РККА.

- заправка топливом, посещение туалетов и питание на маршруте. Так как все мероприятия у нас запланированы в областных городах и маршрут автопробега проходит по оживлнной трассе, наполненной заправками и общепитами, встречающимися не реже чем каждые 20 километров, мы решили действовать по ситуации, предворительно наметив контрольные точки-ориентиры, на которых планировалось делать остановки.

- связь во время путешествия. Учитывая, что сотовые телефоны ловят не везде и то, что компания МТС отказалась выступить партнёром автопробега и поддержать нас, предоставив свои сим карты для путишествия по России, мы взяли с собой портативные рации с радиусом действия 1-1,5 километра и расчитывали только на них и доступность роуминга для обычного путешествия по стране. Как оказалось в дальнейшем, рации в дороге ловили на 500-600 метров, билайн устойчиво покрывал почти везде вплоть до Крыма и обошлось удовольствие довольно частых разговоров и закачки фото в соц сети меньше чем за 1000 рублей. 

- смена водителей - принято решение, что наши воители будут менятся примерно каждые 200 километров пути для равномерной нагрузки на водителя и оптимального прохождения маршрута. 

- от куда стартовать. Все участники автопробега распределились заранее по экипажам и экипажи прибыли к запланированному месту, на выезде из города, где можно заправить автомобиль, при необходимости пополнить запасы и всем в обозначенное время выдвинуться в путь в составе организованной колонны.

Старо-Нагорная улица, 24А город Видное, Ленинский городской округ, Московская область, Россия, 142703 Координаты: 55.567140, 37.691522

В 4.20 вся группа была на месте, полностью готовая к старту. Старо-Нагорная улица, 24А город Видное, Ленинский городской округ, Московская область, Россия, 142703 Координаты: 55.567140, 37.691522 идеально подходящее место - автозаправка british petroleum и комбинат быстрого питания BurgerKing, на трассе М-4 после създа со МКАД в сторону области, снабдили нас всем необходимым в дорогу. Конечно не бесплатно..

В 4.30 утра мы провели фото-видео-репортаж о старте Автопробега и выдвинулись в путь.

автозаправка british petroleum и комбинат быстрого питания BurgerKing, на трассе М-4 после създа со МКАД в сторону области

Дорога до Воронежа идеальна для путешествий. Ровный асфальт, отсутствие пересечения с дорогой встречного потока транспорта, ограничение скорости 110 км в час и достаточное количество мест для необходимы остановок. Часть машин была укомплектована транспондерами и беспрепятственно проезжала платные участки не задерживаясь для внесения оплаты на пунктах контроля. Остальным приходилось останавливаться для оплаты. Очереди в раннее время небыло - 1-2 машины прибывали перед нами на пункты контроля. Организаторы автопробега за 3 недели до старта обращались в компанию Росавтодор с просьбой поддержать автопробег и организовать беспрепятсятенный проезд по России в рамках патриотической акции. Дело передавали из одного департамента в другой. Сначала нам сообщали, что по определённым причинам нам отказано, но через несколько дней звонили из другого отдела компании Росавтодор, уточняли подробности, затем приходил отказ. Так повторялось 3 раза. Нужно отдать уважение корпоративной культуре и желанию помочь сотрудников компании Росавтодор. Забегая вперёд - на четвёртый день автопробега со мной в очередной раз созвонились и сообщили, что управление Краснодарского края готово передать транспондеры для беспрепятственного прохождения маршрута автопробега по территории России, для выполнения целий и задачь автопробега - сохранения историко-культурного наследия нашей Родины и популяризации доступного и безопасного туризма в стране. 

Частный отель Яр на въезде в город Воронеж
В 11-00 команда проехала пост ГИБДД города Воронежа на въезде в город.

На территории известного частного отеля "Яр"491-м километр московской трассы, стоит трехтонная статуя высотой 3,5 метра коня по кличке "Ярыж". По словам хозяйки отеля конь символизирует собой благородство, силу и мощь. "Не зря у него во рту железный рельс - это своеобразное противоборство цивилизации и природы.

трехтонная статуя высотой 3,5 метра коня по кличке "Ярыж"

На парковке отеля нас встретили представители местных органов власти и генерал-майор Тимошенко Василий Дмитриевич. Обменявшись приветствиями, выпив чаю и сделав фото местных достопримечательностей, мы отправились на изучение города Воронежа.

Воронеж город воинской славы - автопробег "Дорогами Памяти 2020"

На пересечении Московского проспекта и улицы Хользунова расположена площадь Славы города Воронежа. Здесь находится круг для автомобильного движения, а внутри него возвышается памятный знак «Воронеж — город воинской славы», сделанный в виде стеклянной пирамиды. Рядом, на восточной стороне проспекта, находится Ратный сквер с памятниками А. И. Лизюкову - героическому танковому военачальнику и 60-й армии, и Памятник Славы. Вместе с генералом Лизюковым захоронили и тела семи погибших солдат, чьи имена установить не удалось. Эти могилы конструкторы выделили надписями на отдельных стелах. Благодаря проведенной реконструкции Памятник Славы стал еще более величественным и торжественно красивым.

На пересечении этих двух крупных городских улиц Воронежа было захоронено более 10 тысяч падших советских солдат. В 1967 году городские власти приняли решение возвести на месте массового захоронения солдат величественный памятник.  Авторами мемориала являются два талантливых архитектора: Александр Гаврилович Бузов и Федор Кузьмич Сушков. Они проделали большую художественную работу и постарались воспроизвести в гранитных досках Памятника Славы имена всех погибших защитников отечества.

 Рядом, на восточной стороне проспекта, находится Ратный сквер с памятниками А. И. Лизюкову и 60-й армии, и Памятник Славы.

?Воронеж имеет богатую военную историю. На территории этого города в далекие дни Великой Отечественной войны развернулись страшные уличные бои. Тысячи советских солдат тогда полегли на поле брани, защищая величественный русский город от полчищ вражеских оккупантов. В память о тех храбрых защитниках родной земли благодарные воронежцы воздвигли величественный монумент – Памятник Славы.

На Московском проспекте, в Ратном сквере, возле памятника Славы проведена наша первая торжественная церемония возложения венка в память павшим героям

На Московском проспекте, в Ратном сквере, возле памятника Славы проведена наша первая торжественная церемония возложения венка в память павшим героям.

Все жители Воронежа прекрасно знают этот величественный памятник. Ежегодно в дни государственных праздников и памятных дат многие горожане несут сюда тысячи цветов. Не забывают о подвигах предков и молодые люди. Например, у молодоженов в славном Воронеже сложилась прекрасная традиция. После завершения церемонии бракосочетания молодые едут к этому монументу и кладут к его подножию свежие цветы.

Так, новые семейные пары хотят отблагодарить тех отцов и мужей, которые когда-то погибли в жестоких боях с кровожадным врагом, защищая семейное счастье будущих поколений.

Возложение венка у памятника Славы в Воронеже

 

Затем нас ждала экскурсия у Ротонды Леваневского. В Воронеже стоит памятник архитектуры сильно выделяющийся среди всех прочих. Он имеет сильное сходство с античными беседками и старинными римскими храмами. Но его размеры поражают и сильно отличают от подобных себе. Огромные обгоревшие бетонные колонны и полуразрушенная крыша после бомбёжек напоминают о далёких временах войны, когда всё вокруг находилось в постоянной опасности и под угрозой уничтожения. Ротонда — здание Воронежской областной клинической больницы 1930-х годов, разрушенное во время битвы за Воронеж и не восстановленное как память о Великой Отечественной войне. Памятник истории регионального значения. Памятник находится в Транспортном сквере города Воронежа.

Ротонда Леваневского. В Воронеже стоит памятник архитектуры сильно выделяющийся среди всех прочих. Он имеет сильное сходство с античными беседками и старинными римскими храмами

В 30 годы XX века в Воронеже выстроили целый медицинский городок - комплекс областной клинической больници. Архитектором был назначен Д. Чечулин и больничные корпуса превращались не просто в место излечения, но в архитектурные шедевры и в храмы изучения науки. В то время Ротонда служила частью терапевтического корпуса и амфетиатром на 500 мест для чтения лекций медикам и студентам. Все помещения и стены украшались резными орнаментами и выглядели произведением искуства. Сооружение в то время имело удивительную хитрость - снаружи оно выглядело двухярусным, внутри же у него было 4 яруса, а внизу находился красивый вестибюль, украшенный коленнами и подвальный этаж тоже с потрясающим декором.

Воронеж начали бомбить в начале 1942 года. Было разрушено большое количество жилых домов. Пострадала и больница, но всёже большая часть её строений продолжали стоять и представляли собой хорошее укрытие. Наступающий враг и советсткое командование понимали, что больничные корпуса в этом районе Воронежа единственное надёжное укрытие и кто завладеет ими - овладеет городом.

Два полка НКВД заняли оборону летом 1942-го на территории больницы. Они насмерть дрались за каждый метр земли, но 9-го июля многократно превосходящие силы противника всё же выдавили их из больничного городка к железнодорожным станциям. Казалось фашисты получили контроль над стратегически важным объектом. Но через два дня, перегруппировавшись в сводный полк и контратаковав удалось отбить часть городка обратно. В водосточной трубе под землёй были обнаружены мирные жители, которых туда загнали немцы.

На следующий день на помощь остаткам сил НКВД подошли части 60-й армии и начался бой за территорию больницы. Каждый корпус, каждый этаж по несколько раз переходил из рук в руки, но напор не ослабевал не с одной из сторон. 15 июля советские солдаты приступили к штурму главного корпуса. К концу дня фашистов выбили. В подвале находились 400 жителей ближайших домов. Они не успели эвакуироваться, у другого укрытия рядом не было. Освобождение здания советскими частями дало им возможность выбраться из зоны боёв. Из-за частых бомбёжек и намеренных подрывов в Воронеже было уничтожено огромное количество зданий, учреждений культуры, науки и жилых домов. От больничного городка остались руины.

Руины больничного городка в Воронеже

Терапевтический корпус был разрушен полностью, но строение Ротонды частично уцелело – над развалинами возвышались бетонные колонны, составлявшие каркас оригинального сооружения и купол с огромной брешью от бомбы. Так до сегодняшних дней и осталась Ротонда невольным памятником ушедшему из Воронежа кошмару. Остатки кирпича с её стен разобрали местные жители для восстановления жилых домов, а бетонный каркас остался стоять.

В год 20-летия Победы городской совет Воронежа официально объявил Ротонду историческим памятником и заявил, что она будет включена в общий проект мемориала героям Великой Отечественной войны. На следующий год был объявлен конкурс архитектурных проектов сооружения комплекса «Линия Ратной Славы». Что случилось дальше сказать трудно – ни каких шагов по реализации проекта мемориала не было предпринято. Что произошло с результатами конкурса и был ли он вообще – тоже не понятно.  Но Ротонду в 70-80-е годы укрепили, провели работы по консервации и разбили возле неё сквер. Тогда памятник можно было осмотреть не только снаружи, но и изнутри, где сохранились остатки когда-то богатого интерьера – фрагменты кессонизированного потолка, колонны, стилизованные под греческий коринфский стиль. В подвал был устроен специальный спуск, где тоже сохранилось множество уникальных предметов интерьера с резными и рисованными элементами в старинном исполнении.

Ротонда Леваневского в Воронеже, официальный исторический памятник

В кризисные годы про памятник совсем забыли, в результате в ночь с 23 на 24 февраля 2008 года у Ротонды обвалился купол. Руководство города заявило, что в мире нет технологий способных помочь его реставрации, а делать заново – значит убить историческую ценность Ротонды.

И всё же памятник продолжает стоять. Он является официальным экскурсионным объектом, имеющим статус культурного наследия РФ, к нему водят туристов, рядом установлена мемориальная доска.

Нам побывать внутри не удалось, говорят, что это для безопасности. Входа в подвал сейчас нет вообще – его забетонировали. Сделано это ради безопасности угрозы обвала. Запланированного мемориала освободителям Воронежа как не было, так и нет, хотя прошло уже более 50 лет с тех пор, как было объявлено, что он будет. Возле Ротонды построили Владимирскую церковь, высоко вознёсшуюся над памятником и перекрыв вид на него с нескольких центральных ракурсов.

 Владимирская церковь церковь возле Ротонды Леваневского

В 2018 году началась процедура консервации Ротонды. Рассматривались варианты реконструкции бетонных укреплений и подвала, с возможностью проведения исследовательских работ по определению безопасности использования помещений подвала для организации в них музея.  Остатки купола предполагалось очистить и укрепить специальными стяжками, а не подлежащие восстановлению опасные помещения подвалов Ротонды засыпать, а в остальных открыть музей.

Но что будет с Ротондой после событий 2020 года никто предположить не может.

Официального адреса у Ротонды нет, но достопримечательность найти легко: памятник расположен в Транспортном сквере (перекрёсток улиц Транспортная и Бурденко). На яндекс карте можно посмотреть панараму. Координаты: 51.693689, 39.208866

Транспортный сквер в городе Воронеж, перекрёсток улиц Транспортная и Бурденко

Часть материала взято из статьи Марии Гончаровой 

Пожелав успеха местным хранителям истории мы отправились на Петровскую набережную, 21Б.

Там посетили Корабль-музей «Гото Предестинация» («Божье провидение» или в переводе с латинского – «предопределение») – российский 58-пушечный парусный линейный корабль, спущенный на воду 8 мая 1700 года на воронежской верфи Воронежского адмиралтейства, гордость российского флота. «Гото Предестинация» стал первым российским линейным кораблём и первым кораблём IV ранга по британской ранговой классификации 1706 года, созданным в России без участия иностранных специалистов.

Корабль музей Гото Предисцинация

Конечно корабль, стоящий сегодня на набережной не родился во времена Петра I, а начал строиться по его образу и подобию в 2011 году и спущен на воду в 2014 году в качестве музея.

Большая и просторная площадь набережной носит название Адмиралтейская набережная, демонстрирует уникальные архитектурные сооружения, ряды "старинных" пушек и неописуемой красоты арок и фонарей. Из-за того, что у нас было мало времени, мы не успели обойти даже половину этого интересного места и сделать фото на память. Адмиралтейская набережная реки Воронеж может похвастать богатой историей: на ее месте Петр I некогда основал судостроительную верфь. Непосредственно набережная, как прогулочная зона начала существование в 1996 году. Тут регулярно празднуются свадьбы, выпускные и дни рождения. Здесь устраиваются празднества в честь военно-морского флота, Дня молодежи, основных всероссийских праздников.

Адмиралтейская набережная реки Воронеж

В общем Адмиралтейская набережная может похвастать достопримечательностями: 

- Воздушные арки (центральные, триумфальные). Находятся у центрального входа на набережную. Три белоснежные арки, от которых в обе стороны отходят ряды невысоких колонн, соединены цепями. Композиция символизирует выход Российской Империи в море;

- Ростральная колонна. Венчает центр полукруглой площади. Украшена носовыми частями кораблей, к низу превращается в изящный якорь. Высота сооружения – 28 м;

- Успенский Адмиралтейский храм. Адрес: ул. Софьи Перовской, д. 9. Старейшая сохранившаяся церковь города, что была возведена еще в 17 веке. У постройки непростая история. Из-за многочисленных реконструкций в ее облике сплелось сразу несколько архитектурных стилей;

- Корабль-музей «Гото Предестинация». Адрес: ул. Петровская Набережная, д. 21а. Копия линкора времен Петра I. Его экспозиция посвящена быту моряков. В его коллекции находится более 700 экспонатов.

Успенский Адмиралтейский храм. Адрес: ул. Софьи Перовской, д. 9. Старейшая сохранившаяся церковь города, что была возведена еще в 17 веке.

 

Одной из ключевых целей посещения в городе был Воронежский «Музей-диорама», являющийся Центром военно-патриотического воспитания и содержащим обширные материалы по военной истории России и Воронежского края. Центр хранит множество исторических фактов о войне, нам представили подлинные исторические документы, предметы и реликвии местной истории. Главной целью работы Центра является воспитание у молодёжи патриотизма, любви к Родине, гордости за подвиги предков, уважения к армии и историко-культурному наследию Воронежского края. Структурными подразделениями музея являются: выставочный зал; мемориальный комплекс «Чижовский плацдарм»; отдел по сохранению, использованию, популяризации и охране объектов историко-культурного наследия.
Экспозиция «Воронеж – колыбель русского флота» знакомит с предметами и документами со времён Петра I до наших дней. Там представлены портреты адмиралов, картины В.А. Донского, модели кораблей, форма одежды XVIII-XX веков. Интересные экспонаты: якорь турецкого фрегата и вещи с АПЛ "Курск". В витринах экспозиции «Воронеж – Родина ВДВ» представлены личные вещи, документальный и информационный материал, позволяющий проследить боевой путь ВДВ: фотографии первого десанта, бюст В.Ф. Маргелова, парашют десантника, вертолётное кресло, награды Героя РФ М.Ю. Теплинского и др.

Воронежский Музей-Диорама, Центр военно-патриотического воспитания
Особый интерес у посетителей вызывает выставка боевой техники на внешней площадке музея, где представлены: советская боевая машина реактивной артиллерии БМ-13 «Катюша», вертолёт МИ-8, образцы танков, самоходных артиллерийских установок, артиллерийских орудий, среди которых танки Т-34, ИС-2, САУ (СУ-100), 76-мм противотанковая пушка.

Поблагодарив экскурсоводов за тёплый приём, интересные и поучительные истории о родном крае, вручив полезные подарки, мы направились дальше по маршруту.

На протяжении всего обозначенного пути по Воронежу участники возлагали венки у памятников боевой славы, общались с юнармейцами, представителями общественности. Все эти события документировались на видео и фото. 

На протяжении всего обозначенного пути по Воронежу участники возлагали венки у памятников боевой славы, общались с юнармейцами, представителями общественности

Обсудив форматы работы по патриотическому воспитанию и варианты привлечения рессурсов наш автопробег направился на выезд из Воронежа, где в пригородном кафе "Каскелен" нас ждал вкусный обед. По достоинству оценив насыщенную экскурсионную программу, попрощавшись с принимающей стороной, всем вручив подарки мы направились в сторону Ростова-на-Дону.

Кафе Каскелен на выезде из города Воронеж

В 21.00 автопробег прибыл в город Шахты.

Небольшой местный отель принял нас на ночлег.

 

Отличным настроением и Закончился первый день Автопробега «Дорогами Памяти 2020». 

За организованную по достоинству на высшем уровне программу работы в городе Воронеж, участники автопробега выражают благодарность принимающей стороне всем, кто пнринимал в этом участие:

- Пётр Борисович Ткаченко, подполковник запаса, координатор приёма участников автопробега;

- Тимошенко Василий Дмитриевич, генерал-майор.

- Ревенко Евгений Васильевич, председатель Регионального отделения РВИО в Воронежской области, депутат Государственной Думы Федерального Собрания РФ VII созыва;

- Тарасов Алексей Владимирович, статс-секретарь Регионального отделения РВИО в Воронежской области, помощник депутата Государственной Думы Ревенко Е.В. по работе в Воронежской области;

- Вычерова Елена Анатольевна, директор Государственного бюджетного учреждения культуры Воронежской области «Воронежский областной краеведческий музей», член Попечительского совета Регионального отделения РВИО в Воронежской области;

- Деревянко Алексей Викторович, заведующий отделом «Великая Отечественная война. 1941—1945 гг.» («Арсенал») ГБУК Воронежской области «Воронежский областной краеведческий музей»;

- Клименко Ольга Кузминична, методист ГБУК Воронежской области «Воронежский областной краеведческий музей»;

- Селезнева Елена Николаевна, заведующий отделом «История создания Российского флота» ГБУК Воронежской области «Воронежский областной краеведческий музей»;

- Кочетов Вячеслав Петрович, исполняющий обязанности директора Муниципального бюджетного учреждения культуры городского округа город Воронеж «Центр военно-патриотического воспитания «Музей-диорама»;

- Фурсова Наталия Ивановна, заведующий организационно-методическим отделом МБУК городского округа город Воронеж «Центр военно-патриотического воспитания «Музей-диорама»;

- Яковенко Ольга Семеновна, индивидуальный предприниматель, хозяйка Кафе «Каскелен»;

- Бухтояров Сергей Иванович, заместитель главы Верхнемамонского муниципального района Воронежской области;

- Курдюков Василий Дмитриевич, председатель Совета Верхнемамонской районной общественной организации Воронежского отделения Всероссийской общественной организации ветеранов (пенсионеров) войны, труда, Вооруженных Сил и правоохранительных органов.


Сотрудникам правоохранительных органов:

Денис Сергеевич - координатор по линии МВД 

Ермолов Иван Викторович - помощник командира батальона ГИБДД

Богданов Виталий Петрович  - Воронежский Обдпс Гибдд ГУ МВД помощник командира батальона по технической части.


Фото по https://vk.com/album-176572357_273539257