Корнев А.А.
Военныйавиационныйинженерныйуниверситетг. Воронеж, Россия
MILITARY-ORIENTATIONAL WORK WITH YOUTH
Kornev A.A.
Military Air Force Engineering University
Voronezh, Russia
Профессиональная ориентация - это целостная система, состоящая из взаимосвязанных компонентов, объединённых общностью цели и единством управления: профессиональное просвещение; развитие интересов, склонностей школьников в различных видах деятельности - игровой, познавательной, трудовой (профессиональная активизация); профессиональная психодиагностика; профессиональная консультация; профессиональный отбор (подбор); профессиональная адаптация и профессиональное воспитание.
Существование проблемы профессионального самоопределения связано с противоречием между системой внешних стимулов, характеризующих современную практику работы образовательных учреждений и системой реально действующих мотивов молодежи.
Главное в формировании мотивационной сферы молодого поколения не в том, что оно формально овладело моральными ценностями, заключёнными в требованиях общества, нормах и правилах поведения и т.п., а в осознании этих требований, норм и правил, образовании на их основе индивидуальной убеждённости, обеспечивающей социальную активность, деятельную позицию каждого человека по отношению к своему будущему. Итак, только наличие сформированной потребности в овладении конкретной предметной деятельностью, конкретным видом труда делает выбор профессии мотивированным и образует механизм сознательного выбора профессии.
Выбор профессии долгое время рассматривался как поиск соответствия между требованиями профессии и индивидуальностью. Такой подход стали называть «диагностическим» и отнесли к разряду директивных форм профконсультации и профориентации. При этом полностью игнорировался тот факт, что мир профессий чрезвычайно динамичен, изменчив, и требования, предъявляемые ими к человеку, неуклонно меняются. И, наряду с этим, сама индивидуальность человека так же рассматривается, как нечто застывшее и неизменное, раз и навсегда заданное и связанное с профессиональными требованиями. Актуальностьисследования
В настоящее время все более остро встает вопрос о профессионализации в Вооруженных Силах. С каждым годом совершенствуется вооружение и военная техника, что часто приводит к увеличению физиологической и психологической нагрузки человека. Только профессионал может грамотно действовать в сложной и динамичной обстановке современного боя, умело руководить воинскими коллективами.
В то же время падение престижа военной службы, разрушение системы военно-профессиональной ориентации, плачевное положение с рекламой военной службы и другие причины привели к тому, что в армию стали приходить случайные люди, не соответствующие высоким требованиям, предъявляемым военной службой. Низкое качество личного состава, заключающего контракт о прохождении военной службы, объясняется в первую очередь не плохим профессиональным отбором, а малым количеством кандидатов. Поэтому сегодня требуется центр тяжести перенести с количественного подхода (профессионального отбора) в сторону качественного (профессиональной ориентации).
Однако, несмотря на важность затрагиваемой проблемы, приходиться признавать тот факт, что проводимая в этом направлении работа явно недостаточна, что и послужило поводом выбора данной темы.
Цельюисследования явилось раскрытие сущности понятия военнопрофессиональной ориентации.
Для достижения поставленной цели были сформулированы следующие задачи:
- дать общую характеристику профессиональной ориентации как психолого-педагогической проблеме;
- выявить основные методы и этапы военно-профессиональной ориентации;
- оценить уровень военно-профессиональной направленности старшеклассников. Объектисследования – система военно-профессиональной ориентации молодежи.
Предметисследования - уровень военно-профессиональной направленности старшеклассников военно-патриотических классов.
Методологическиеосновыисследованиясоставили:
- социально-экономические, теоретические и научные подходы к профориентации (Калугин Н.И., Крупская Н.К., Луначарский А.В., Максимов
В.Г., Сазонов А.Д., Симоненко В.Д., Шацкий С.Т.);
- личностно-ориентированный подход, рассматривающий взаимосвязь возрастных особенностей с выбором профессии подростком (Абрамова Г.С., Божович Л.И., Воробьёва А.И., Кон И.С., Немов Р.С., Обухова Л.Ф.,
Петровский В.А., Фельдштейн Д.И. и др.);
- системный подход в решении проблемы профориентации (Захаров Н.Н., Сазонов А.Д., Симоненко В.Д.).
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ МОЛОДЕЖИ
1.1.Профессиональная ориентация как социально-экономическая потребность общества
Слово «профессия» в переводе с латинского языка означает официально указанное занятие, специальность. Профессия - это вид трудовой деятельности, занятий, требующих от человека опредёлённой подготовки и соответствующих качеств личности.
Проблема подготовки подрастающих поколений к труду - извечная проблема человеческого общества. Однако в различных общественноэкономических формациях она решалась по-разному, каждый раз наполняясь новым содержанием и обретая новые формы реализации на практике.
Первоначальное разделение труда (половое и возрастное) носило естественный характер. В дальнейшем оно в совокупности с действием других факторов, например ростом имущественного неравенства, привело к возникновению классов, противоположности между городом и деревней, между умственным и физическим трудом.
Рост и углубление разделения труда влияют на развитие производственных отношений. В первобытнообщинном строе произошло первое крупное общественное разделение труда (выделение пастушеских племён). Из первого крупного общественного разделения труда возникло и первое крупное разделение общества на два класса - господ и рабов, эксплуататоров и эксплуатируемых. В результате появилась вторая общественноэкономическая формация - рабовладельческий строй.
Второе крупное разделение труда - отделение ремесла от земледелия, положившее начало отделения города от деревни и возникновению противоположности между ними [22].
Дальнейшее развитие товарного обмена, зародившегося ещё в период разложения первобытнообщинного строя, повлекло за собой третье крупное общественное разделение труда – обособление торговли от производства и выделение купечества. В результате появилась новая общественно-экономическая формация – капиталистический строй.
При капитализме в условиях углубления и расширения специализации, увеличение числа отраслей промышленного производства возникает разделение труда внутри предприятий, появляется многочисленное количество новых профессий.
Крупное машинное производство при капитализме привело к росту всё более узкоспециализированных рабочих. Они выполняли определённую постоянную и однообразную, а вместе с тем напряжённую работу. Труд их стал очень утомительным. Зарождается «потогонная» система капиталистического производства, которая привела даже в условиях хронической безработицы к частой смене рабочими своей профессии.
В конце XIX – начале XX вв. прогрессивные учёные и общественные деятели пришли к мысли о том, что для выполнения человеком каждой конкретной работы необходимы не только выучка, но и способности, определяющие его профессиональную пригодность. В связи с этим молодым людям, выбирающим профессию, стала необходимой соответствующая помощь [22].
В XIX в. появились литературные источники, раскрывающие некоторые вопросы профессиональной ориентации молодёжи. Во Франции вышло «Руководство по выбору профессий» (1849); в 1887 г. в России была издана книга профессора Петербургского университета Н.И.Кареева «Выбор факультета и прохождение университетского курса».
Таким образом, зародившееся в конце XIX в. – начале XX в. движение по организации профессиональной ориентации получило свой толчок от требований самой жизни, её социально-экономического развития.
В начале XX в. в США, Англии, Германии были впервые организованы справочно-информационные бюро для молодёжи при биржах труда. Там школьники могли посоветоваться о выборе профессии, о возможностях дальнейшего образования и подготовки к будущей работе. Такие бюро не ограничивались отдельными индивидуальными консультациями, а проводили пропаганду разумного выбора профессии с помощью издания профориентационных листков, брошюр и т.д.
Однако, основным методом определения профессиональной пригодности молодого человека был лишь анкетный опрос. Анализ вопросов анкет того времени свидетельствует о том, что бюро заботилось, прежде всего, об интересах предпринимателей.
Так складывался первый опыт профориентации учащихся, который включал предварительное изучение профессиональных склонностей подростков в школе, проведение бесед в бюро, заполнение анкет, опрос родителей и педагогов, заключительную беседу, консультацию и посредничество в определении выпускников на работу.
В 1908 г. профессор Гарвардского университета Ф.Барсонс основал в Бостоне (США) «Бюро ориентации» для оказания помощи подросткам в определении их жизненного пути. Деятельность этого бюро и принято считать началом профориентационного движения. Затем аналогичное бюро в 1910 г. было учреждено в Нью-Йорке. В его задачи входило изучение требований, предъявляемых человеку различными профессиями, более детальное знание особенностей учащихся. Бюро свою работу вело в полном контакте с учителями, пользуясь тестами и анкетами. Опыт этих бюро стал широко распространяться в США, Испании, Финляндии, Швейцарии, Чехословакии и других странах [22].
В Англии поддержка и развитие профориентационных учреждений была организована на законодательном уровне.
В начале XX века в России начинает развёртывать профориентационную деятельность Педагогический музей учительского дома (Москва). Музей предпринял ряд обследований, касающихся вопроса о выборе профессии учащимися различных типов школ. В процессе проводившейся работы выяснилось, какие профессии привлекают наибольшее внимание, каковы причины, которые побуждают молодых людей пойти по тому или иному трудовому пути. С этой целью музей организовал в школах опрос учащихся об их будущей профессии [22].
В дальнейшем решение проблемы профориентации переходит на законодательный уровень. Рассмотрим историческое развитие теории профориентации в России.
Одной из наиболее важных проблем марксистско-ленинской педагогики являлась идея соединения обучения с производительным трудом, подготовки детей к активной трудовой деятельности. К.Маркс, Ф.Энгельс, В.И.Ленин в противоположность многим теоретикам буржуазии настаивали на том, что школа не может быть превращена в профессиональное учебное заведение. Она должна давать общеобразовательную и политехническую основу, на которой строится подготовка человека к любой профессии. Обучение и воспитание при этом необходимо осуществлять на прочном фундаменте соединения обучения с произвольным трудом, где последний выступает как мощный фактор воспитания и подготовки учащейся молодёжи к выбору своего жизненного пути [12].
Требование подготовки учащихся советской школы к участию в производительном труде было определено программой РКП(б), разработанной В.И.Лениным и принятой VIII съездом партии в 1919 г. Ленин рассматривал общее и политехническое образование как основу для последующей профессиональной подготовки.
Считая политехнизацию школы первоочередным мероприятием молодой советской республики, В.И.Ленин требовал, чтобы оканчивающий школу молодой человек получил основы политехнического образования наряду со знанием основ наук и идеологическим воспитанием.
Выдающиеся педагоги Н.К.Крупская, А.В.Луначарский, С.Т.Шацкий, А.С.Макаренко и другие внесли достойный вклад в разработку различных вопросов профориентации. Так, Н.К.Крупская в ряде своих работ чётко определила политическое, народнохозяйственное отношение и педагогическое значение профориентационной работы, правильного выбора профессии [12].
Один из теоретиков и организаторов трудовой политехнической школы П.Т.Блонский, развивая программу «хорошего работника» в школе, обосновал необходимость начинать профориентационную работу с начальных классов, путём знакомства с профессиями на основе углублённых знаний по интересам и практической пробы своих сил.
Для того чтобы создать резерв для пополнения различных отраслей народного хозяйства и культуры кадрами, в 1924 г. старшие классы школы-девятилетки были профессионализированы. В стране были созданы средние школы с кооперативно-торговым, производственно-техническим, административно-хозяйственным, культурно-просветительным уклонами. Были организованы фабрично-заводские семилетки и школы крестьянской молодёжи, в которых давались общеобразовательные знания, и прививались определённые навыки и умения.
В 1927 г. профессором В.М.Бехтеревым было основано Бюро профконсультации Наркомтруда, ставившее своей целью распределение рабочей силы более рациональным путём, что делалось раньше. В течение последующих двух лет в стране создалась сеть бюро профконсультаций: в Ленинграде, Перми, Свердловске, Ярославле, Твери.
Вместе с тем вся эта работа, проводившаяся научно-исследовательскими институтами, лабораториями, кабинетами и бюро, стояла в стороне от школы. В мае 1931 г. Всесоюзный психотехнический съезд подчеркнул необходимость коренной перестройки работы по профориентации и перенесения её в общеобразовательную школу [12].
Весьма плодотворное движение по профориентационной работе в школах было прервано началом Великой Отечественной Войны. Тогда политехническое, трудовое обучение в школах было отменено.
В послевоенное время, на XIX съезде КПСС вопрос о политехническом обучении молодёжи был снова поставлен на рассмотрение. Перестройка работы школы на основе принятого в декабре 1958 г. «Закона об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы народного образования в СССР», ознаменовала новый этап и в развитии проблемы профориентации учащихся [12].
В настоящее время в психолого-педагогической литературе нет единого подхода к толкованию самого понятия «профориентация». Так, в Постановлении «Об утверждении Положения о профессиональной ориентации и психологической поддержке населения Российской Федерации», принятом Министерством труда и социального развития РФ (№ 1 от 27.09.96 г.) профессиональная ориентация определяется как «компонент общечеловеческой культуры, в котором проявляется забота общества о профессиональном становлении подрастающего поколения, о поддержке развития природных дарований, а также о проведении комплекса специальных мер содействия человеку в профессиональном самоопределении и выборе оптимального вида занятости с учетом его потребностей и возможностей, социальноэкономической ситуации на рынке труда».
Н.И.Калугин, А.Д.Сазанов, В.Д.Симоненко дают следующее определение: «Профессиональная ориентация - это научно обоснованная система социально-экономических, психолого-педагогических, медицинских мероприятий, направленных на оказание помощи молодёжи в профессиональном самоопределении с учётом потребностей народного хозяйства в кадрах, интересов, способностей и физиологических возможностей личности» [25]. «Профессиональная ориентация как экономический процесс - это управление выбором профессии и места работы путём формирования определённых склонностей (призвания) посредством убеждения с учётом способностей индивида и потребностей общества» – пишет А.В.Соловьёв. [24].
Общим для вышеперечисленных толкований является то, что под профориентацией ими понимается совместная деятельность школы, семьи и общественности, направленная на подготовку молодёжи к выбору профессии в соответствии с их интересами, склонностями и способностями, а также потребностями общества в трудовых ресурсах.
Государственная и практическая значимость этой проблемы подчёркнута в «основных направлениях реформы общеобразовательной и профессиональной школы» [24].
«Правильно поставленное трудовое воспитание, обучение и профессиональная ориентация, непосредственное участие школьников в общественно-полезном, производственном труде являются незнаменитыми факторами выработки осознанного отношения к учёбе, гражданского становления, нравственного и интеллектуального формирования личности, физического развития».
Социальная важность профориентации требует, в свою очередь, комплексного подхода к решению проблем, связанных с её практической реализацией, тесного взаимодействия социально-экономических и психолого-педагогических направлений этой работы.
Социально-экономическое направление данной проблемы включает знакомство школьников с общей системой народного хозяйства нашей страны, его ведущими отраслями и потребностями в рабочих кадрах, изучение демографической структуры трудовых ресурсов, социального престижа отдельных профессий и специальностей, перспективы профессионального роста и т.п.
Суть психолого-педагогического подхода к решению задач профориентации молодёжи заключается, во-первых, в том, что каждый человек имеет свои, характерные лишь для него, психофизиологические особенности: направленность, темперамент, память, внимание, анатомо-физиологические возможности и т.д. Во-вторых, выбор профессии связан с социально-нравственным состоянием человека в будущем [12].
Организация профессионального просвещения и воспитания учащихся, формирование у них общественно значимых мотивов выбора профессии и профессиональных интересов, соответствующих психофизиологическим особенностям личности, своевременное выявление и развитие профессиональных наклонностей составляют педагогическую направленность данной проблемы.
В настоящее время при организации всей профориентационной работы с учащимися принято различать два основных её аспекта - диагностический и воспитательный, отличающиеся друг от друга по целям, содержанию работы, её методам и формам проведения.
Рассмотрев в общих чертах развитие теоретических и научных основ профориентации, общественно-политическую, социальную и экономическую значимость данной проблемы для государства и общества, можно прийти к выводу о том, что организация профориентационной работы должна соответствовать психофизиологическим особенностям личности и что выявление и развитие профессиональных наклонностей должно быть грамотным и своевременным.
1.2. Государственная система профессиональной ориентациинаселения
Государственная политика в области ориентации в Российской Федерации является деятельностью государства, направленной на повышение эффективности использования профессионального, интеллектуального и творческого потенциала общества, кадровое обеспечение структурной перестройки хозяйственного комплекса, создание правовых, экономических и организационных условий и гарантий для свободного социально - профессионального самоопределения и самореализации человека, его адаптации к труду в условиях рыночных отношений, развития психологопрофориентационных услуг различным социальным группам населения.
Целями государственной политики являются:
Объектами государственной политики являются:
Субъектами государственной политики являются:
Принципы государственной политики:
Государственная система профессиональной ориентации в Российской Федерации представляет собой совокупность государственных органов, организаций и учреждений, деятельность которых направлена на развитие образования, воспитания, профессиональной ориентации, занятости, здравоохранения и социально - психологической защиты населения.
Основные направления развития Государственной системы:
2. ОСОБЕННОСТИВОЕННО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ
2.1. Сущность и структура военно-профессиональной ориентации
Для проведения профессиональной ориентации нужно располагать социально-экономическими характеристиками профессий, знать перспективы развития, районы распространения профессий, уровень доходов, пути получения специальности и повышения квалификации, перспективы профессиональной карьеры, а также особенности рынка труда. Кроме того, следует пользоваться технологическими характеристиками, включающими описание производственных процессов и профессиональных задач; медико-физиологическими и санитарными характеристиками условий труда с перечнем показаний и противопоказаний; требованиями профессий к индивидуальным особенностям людей. Сводный документ такого рода называется профессиограммой и включает в себя психограмму - психологический портрет типичного профессионала, сформулированный в терминах измеримых свойств личности и психологического анализа профессиональной деятельности.
Военно-профессиональная ориентация - это система социальноэкономических, психолого-педагогических и организационных мероприятий, направленных на формирование у молодежи военно-профессиональной направленности личности и психологической готовности к сознательному выбору профессии офицера и военной службе в соответствии с объективными потребностями обороны страны. Военно-профессиональная ориентация является важным звеном военного строительства, обеспечивающим постоянное пополнение корпуса офицеров лучшими представителями молодежи. Осуществление военной профориентации тесно связано с планированием подготовки военных кадров, формированием и поддержанием высокого уровня престижа военных профессий, с особенностями системы военного образования.
Военно-профессиональная ориентация развивается на базе профессиографии и включает в свою структуру: военно-профессиональное просвещение (сообщение сведений о различных военных профессиях и специальностях), военно-профессиональное воспитание (формирование военнопрофессиональной направленности), военно-профессиональную диагностику (изучение и оценку профессионально важных качеств и индивидуальных особенностей), военно-профессиональную консультацию (практические рекомендации по выбору профессии офицера и конкретной специальности), военно-профессиональное развитие (формирование психологической готовности к выбору профессии офицера и военной службе). Важность этих структурных направлений военно-профессиональной ориентации обусловлена тем, что неудачи в выборе профессии из-за несоответствия индивидуальных особенностей военного специалиста требованиям выполняемой им деятельности ведут к весьма неблагоприятным последствиям, авариям и катастрофам военной техники, человеческим жертвам.
Привлечение внимания молодежи к профессиям - дело большой государственной важности. Однако нельзя допустить, чтобы эта работа привела к необоснованному, искусственному снижению престижа военных профессий. Конечно не может быть речи о какой-либо конкуренции между военными и гражданскими профессиями, но следует подчеркнуть необходимость установления определенного равновесия между ними в престижной шкале профессий.
Характерные особенности, которые присущи военно-профессиональной ориентации, касаются причин необходимости создания и регулирования системы организованного воздействия на молодежь со стороны государственных и общественных организаций с целью побуждения к выбору профессии офицера. В этом смысле военно-профессиональная ориентация является частью, органическим элементом общей системы управления государством, инструментом осуществления военного строительства.
Определяющим фактором, обусловливающим необходимость такой системы является переход к рыночному характеру развития экономики страны. Поэтому военно-профессиональная ориентация необходима с точки зрения военно-экономической, ибо выступает средством рационального использования людских, материальных и финансовых ресурсов в Вооруженных Силах. Такое использование предполагает максимальный эффект и требует минимальных затрат на подготовку и дальнейшее профессиональное совершенствование офицерских кадров.
Военно-профессиональная ориентация призвана выполнять роль важнейшего средства воспроизводства офицерского корпуса, высококвалифицированных военных кадров. Необходимость организации военнопрофессиональной ориентации молодежи обусловлена тем, что военная профессия: 1) одна из наиболее необходимых обществу, 2) одна из самых массовых, 3) одна из самых сложных, требующих на подготовку больших затрат времени и средств.
Необходимость военно-профессиональной ориентации обусловлена также индивидуальными различиями людей, выбирающих военную профессию, что определяет разную степень их пригодности к офицерской службе. Задача заключается в том, чтобы, во-первых, обеспечить молодежь компетентным и своевременным советом - стоит ли идти в военное образовательное учреждение профессионального образования, а во-вторых, подобрать для каждого молодого человека офицерскую профессию и конкретную специальность, которые соответствовали бы его возможностям и личностным особенностям.
Следовательно, система военно-профессиональной ориентации, с одной стороны, служит средством оказания помощи молодым людям в жизненно важном для них вопросе выбора профессии офицера и конкретной специальности, с другой - призвана обеспечить профессиональную расстановку молодых людей в Вооруженных Силах по их склонностям и способностям.
2.2. Формы, методы и этапы работы по ориентации молодежи на военные профессии
Военно-профессиональная ориентация, с одной стороны, строится на основе профессиографических данных, с другой - неразрывно связана с профессиональным психологическим отбором, составляя по существу с ним единое целое. Ведь в ходе профориентационной работы осуществляется формирование военно-профессиональной направленности и психологической готовности к выбору профессии офицера у определенной части молодежи и, таким образом, идет предварительный отбор кандидатов в военные училища. В этом смысле военно-профессиональная ориентация выступает наиболее приемлемой, активной и эффективной формой подбора военных профессий для молодежи и формой отбора молодежи для обучения в военных образовательных учреждениях профессионального образования.
Как форма подбора военно-профессиональная ориентация способствует профессиональному самоопределению молодого человека. Идет подбор наиболее подходящих к индивидуальным особенностям молодежи военных профессий и специальностей. Этот процесс завершается сознательным и обоснованным выбором военной специальности.
Для второй формы - отбора при поступлении в вуз, характерен противоположный подход: исходя из требований конкретной военной профессии устанавливается, «годен» или «не годен» данный молодой человек для обучения этой профессии. Если кандидатов больше числа мест на первом курсе, то методами профессионального психологического отбора определяется кто из отбираемых наиболее профессионально пригоден. Наряду с антропоцентрическим подходом в форме подбора и профессиоцентрическим подходом в форме отбора существует и другое, психологопедагогическое основание для классификации форм и методов военнопрофессиональной ориентации. Выделяются групповая и индивидуальная формы, а также традиционные и активные методы военно-профессиональной ориентации. В зависимости от формы выделяются традиционные методы военно-профессиональной ориентации: рассказ и беседа, а также активные методы - игра и консультация.
Военно-профессиональная игра как активный метод групповой профориентации, проводится по специальной программе активизирующих профориентационных занятий. Первый цикл занятий по теме «Психологические условия выбора профессии офицера» включает систему практических проблемных заданий, стимулирующих у молодежи анализ ситуации военно-профессионального самоопределения. Второй цикл – «Типичные ошибки при выборе военной профессии» - содержит задания, при обсуждении которых выявляются затруднения юношей в процессе выбора профессии офицера. Третий цикл – «Как правильно выбрать военную профессию и специальность» - посвящен разбору конкретных ситуаций, возникающих в период военно-профессионального самоопределения.
Военно-профессиональная консультация как активный метод индивидуальной профориентации, предполагает решение следующих задач: диагностика профессионально важных качеств и психологических особенностей молодежи; подготовка практических рекомендаций по выбору профессии офицера и конкретной специальности; переориентация юношей в случае, если профессия выбрана без учета индивидуальных качеств; разработка индивидуальной программы профессионального самообразования и самовоспитания; оптимизация военно-профессионального самоопределения.
Особенностями, отличающими активные методы военно-профессиональной ориентации от традиционных, являются:
Такая система форм и методов военно-профессиональной ориентации позволяет активизировать практически всех юношей. Занятия способствуют интенсивному обогащению военно-профессиональными знаниями всех участников профориентационной игры. У молодежи вырабатывается правильная оценка проблем профессионального самоопределения. Профориентационная консультация способствует интенсивному развитию личности, побуждает к самопознанию, самовоспитанию и самообразованию.
Следовательно, основным направлением, обеспечивающим наиболее полное и надежное решение задачи правильного выбора юношами профессии офицера и специальности, является развитие активных или конструктивных методов военно-профессиональной ориентации. Именно с помощью этих методов можно превратить стихийное влечение юношей к военному делу в осознанное стремление стать офицером и, таким образом, сделать их вступление в ряды кадровых военнослужащих осознанным.
Одним из обязательных элементов на занятиях является психологическая диагностика профессионально важных качеств юношей. Для обоснования эффективности активных методов военно-профессиональной ориентации приведем некоторые результаты психодиагностики.
Молодые люди, избравшие командные специальности для дальнейшего обучения в вузах, имеют более высокую направленность на технику и людей. Юноши, идущие в тыловые вузы, характеризуются более высокой направленностью на художественный образ и знаковую систему. Молодежь с творческим отношением к учебе имеет более высокую направленность на технику и знаковую систему. Молодые люди с нежеланием относящиеся к учебе характеризуются более высокой направленностью на художественный образ и природу.
Следовательно, военно-профессиональная ориентация через развитие направленности на технику, знаковую систему и людей способствует побуждению молодежи к профессиональному самоопределению, к выбору профессии офицера конкретного вида Вооруженных Сил и рода войск, к: выбору конкретного училища и специальности.
Военно-профессиональная ориентация как система деятельности государственных и общественных организаций по подготовке молодежи к выбору профессии офицера является важным звеном военного строительства. Этим определяется ее значение как основного средства военнопрофессионального самоопределения молодежи и ее военной профессионализации. Хорошо организованная и планируемая в масштабе всей страны, использующая многообразные формы и методы, эта работа имеет следствием стабильный приток в вузы лучших представителей молодежи. Уровень постановки этой работы во многом определяет качество офицерского корпуса, будущее Вооруженных Сил, их боевую мощь.
При планировании и практическом осуществлении мероприятий военно-профессиональной ориентации большое значение имеет правильное выделение основных этапов, из которых складывается целостный процесс подготовки подрастающего человека к обоснованному выбору военной профессии. Анализ опыта практической работы, а также данных, имеющихся в литературе, показывает, что с учетом возрастных особенностей и содержания решаемых задач в общей динамике военно-профессиональной ориентации целесообразно учитывать наличие четырех относительно самостоятельных этапов.
Первый (подготовительный) этап военно-профессиональной ориентации начинается в дошкольные годы и продолжается в 1-4 классах. В это время на основе целенаправленного изучения ребенка организуется работа по развитию у него потребности в учебе и общественно-полезном труде, формированию таких общепрофессиональных качеств как дисциплинированность, трудолюбие, ответственность, а также укреплению здоровья и коррекции процесса становления отдельных психических функций. Учитывая возрастные особенности дошкольников и младших школьников, именно на этом этапе целесообразно доводить до них в наиболее доступной форме первые обобщенные сведения о мире труда, о роли и значимости отдельных его видов в жизни каждого человека и общества в целом.
Второй (формирующий) этап военно-профессиональной ориентации включает 5-9 классы обучения в школе. На этом этапе продолжается изучение индивидуально-психологических качеств учащегося, формирование у него основных общепрофессиональных качеств личности: нравственных, интеллектуальных, волевых и др. Одновременно активизируется процесс профессионального просвещения, школьники более подробно знакомятся с типологией профессиональной деятельности, в том числе, с классификацией офицерских профессий и специальностей, усваивают специфику требований, которые предъявляются к личности человека профессиями и специальностями разных групп.
Важным принципом в работе по ознакомлению с миром труда является активизация деятельности самих учеников, привлечение их к самостоятельному получению знаний о профессиях, а также опробованию своих сил при практическом выполнении элементов различных видов деятельности на учебных занятиях, в кружках и секциях, в ходе реализации внешкольных увлечений и т.д.
Третий (основной) этап военно-профессиональной ориентации приходится на 10-11-е классы средней школы. Он, прежде всего, связан с завершением среднего образования и необходимостью окончательного принятия решения о выборе профессии, а также с непосредственной подготовкой к военной службе. На этом этапе завершается изучение личности юноши в условиях школы и военкомата, окончательно уточняется выбор учащимися профессии офицера, намечаются конкретные пути приобщения к ней, даются советы, что предпринять, как готовиться к будущей учебе и службе. На данном отрезке военно-профессиональной ориентации больше всего следует практиковать различные формы профконсультационной и воспитательной работы, проводимые индивидуально.
Главная задача данного этапа состоит в том, чтобы расширить круг знаний старшеклассников о военных профессиях, конкретизировать представление об их требованиях к личности человека, сформировать у учащегося интерес и готовность к обоснованному выбору военной профессии, о учетом глубокого знания его индивидуальных особенностей организовать процесс самовоспитания и заблаговременной подготовки к будущей учебе в военном училище или военной службе.
Четвертый (закрепляющий) этап военно-профессиональной ориентации, связанный с уточнением намерений молодого человека, проводится в стенах военно-учебного заведения в ходе сдачи вступительных экзаменов и на стадии первоначальной адаптации к обучению в условиях вуза. Профориентационная работа на данном этапе должна быть направлена на уточнение имеющихся у каждого кандидата представлений о вузе и избранной профессии, формирование правильных знаний об особенностях учебы и службы. Мероприятия профориентации в данном случае начинаются с момента прибытия кандидата в училище и активно продолжаются в течение первых месяцев учебы. Они проводятся руководством вуза, специалистами профотбора, командирами подразделений, преподавателями, представителями воинских частей и кораблей.
В заключение необходимо подчеркнуть, что на каждом из перечисленных этапов в соответствии с решаемыми задачами будут преобладать те или иные методы работы с молодежью, преимущественно станут использоваться либо профессиональное просвещение, либо индивидуальная профконсультация, поочередно доминирующие позиции будут занимать различные категории воспитателей - родители, учителя, сотрудники военкоматов, офицеры и преподаватели военно-учебных заведений. Однако во всех случаях эта работа должна быть комплексной и последовательной. Причем она должна проводиться не только с учащимися, проявляющими интерес к офицерским профессиям, но и со всеми юношами как будущими воинами, вооруженными защитниками Отечества.
2.3. Профориентационная диагностика как элемент системы военной профориентации
Одним из наиболее важных элементов системы военной профориентации граждан является предварительная профессиональная психодиагностика (профориентационная диагностика).
В рамках профориентационной диагностики, как правило, оцениваются два свойства личности. Это - профессиональная направленность человека и его способности. Другие психические свойства личности (характер и темперамент ) значительно реже попадают в поле зрения исследователей-профессиологов в связи с тем, что в психологии труда сложилось мнение об их значительно меньшем влиянии на эффективность профессиональной деятельности. В военной психологии (Железняк Л.Ф., Анцупов А.Я., Елбаев Ю.А.), в частности, установлено, что в данном случае профессиональная направленность и профессиональные способности являются необходимыми условиями (обязательными требованиями), а темперамент и характер - предпосылками (предварительными условиями) успешности учебно-профессиональной и профессиональной деятельности.
Профессиональная направленность наряду с другими составляющими является гранью целостной направленности личности как ее психического свойства. В то же время это наиболее значимая, основная ее атрибутивная характеристика, влияющая не только на протекание, но и на результат деятельности. Ядром направленности личности является мотивация как упорядоченная и иерархизированная совокупность мотивов. Мотивом выступает предмет (объект) профессионального труда (субъектобъектное взаимодействие). Образ профессии, ее объект и предмет, средства труда и задачи, динамика, физические, социальные и материальные условия детерминируют своеобразие содержания профессиональной направленности, ядром которой становится мотивация овладения специальностью и достижения качества профессионального труда.
В специальной литературе по общей и военной психологии под профессиональной направленностью понимается вся совокупность устойчивых мотивационных компонентов: интересов, склонностей, целей, установок, ценностных ориентаций и смыслов и т.п.
Некоторые исследователи видят сущность направленности в соотношении потребностей человека (А.Г.Ковалев, Б.Ф.Ломов); другие сводят ее к свойству, характеризующему социальный облик личности в форме психического образования (П.М.Якобсон, 1969; В.С.Мерлин, 1971; Г.П.Предвечный и Ю.А.Шерковин, 1975; Н.Д.Левитов, Г.Д.Луков, М.П.Коробейников); третьи понимают направленность как ситуативное или надситуативное качество (И.Ружечка, 1981); и, наконец, довольно большая группа авторов определяет направленность как целеустремленность или мотив (С.Л.Рубинштейн, 1946; А.Н.Леонтьев,1977;
К.К.Платонов,1986; Л.И.Божович,1972; В.С.Кузин,1982).
Предметом психодиагностики военно-профессиональной направленности является устойчивая мотивация воинской деятельности кандидатов на военную службу, в качестве которой выступает «предмет опредмеченной потребности» индивида, то есть - процесс и результат военнопрофессионального обучения деятельности и воспитания, отношение человека к предмету (объекту) труда, перспективам его развития, престижу профессии и специальности и т.п. Поскольку предмет психодиагностики военно-профессиональной направленности личности в рамках профессиональной ориентации на военную службу представлен в литературе многогранно, разнопланово и иерархично тем не менее, в каждой точке зрения имеется свое рациональное зерно, которое не следует отметать, если рассматривать данное явление целостно.
Изучение профессиональной направленности (устойчивых мотивов личности) осуществляется, по крайней мере, на трех уровнях: социальнопсихологическом, психологическом и психофизиологическом.
Таким образом, данная «матрица» теоретических позиций (схема 1) дает возможность адекватно представить структуру военно-профессиональной направленности как предмета профориентационной психодиагностики. В ее основе лежат устойчивые мотивы воинской деятельности как «предмет опредмеченной потребности» (А.Н.Леонтьев).
Личностный подход (акцент - на субъекте деятельности) |
Процессуальный подход (акцент - на процессе взаимодействия) |
МОТИВ (МОТИВАЦИЯ) КАК: |
|
|
|
(Психологический уровень изучения) |
|
|
|
(Социальный уровень изучения) |
|
|
Схема 1 – Структура военно-профессиональной направленности
Таким образом, в результате аналитического обзора психологической литературы по проблеме направленности личности, можно сделать вывод о том, что как отечественные, так и зарубежные ученые неоднозначно понимают этот феномен. Однако конструктивное большинство авторов определяют направленность личности, как устойчивую мотивацию (систему мотивов) или устойчивый мотив человека на осуществление той или иной деятельности, которая приобретает для него определенный личностный смысл. Отсюда мотивационная структура личности, в которой доминирующую роль играют смыслообразующие мотивы, является сущностью направленности (в том числе и профессиональной) личности.
В процессе психодиагностики важнейшее место занимает оценка личностных смысловых структур человека посредством семантических процедур. Смысл слова становится индикатором направленности личности. На вскрытие этого пункта должны быть направлены разработка или адаптация психодиагностических методик в целях оценки военнопрофессиональной направленности кандидатов на военную службу.
2.4. Особенности организации профориентационной работы в военно-учебном заведении
2.4.1. Цели и задачи профориентационной работы в военно-учебном заведении
Главной целью профориентационной работы в военно-учебном заведении является раскрытие сущности профессии офицера, требований к его морально-боевым, психологическим и деловым качествам. Военнопрофессиональная ориентация направлена на формирование у военнослужащих и гражданской молодежи сознательного выбора офицерской профессии, на оказание им помощи в выборе конкретной военной специальности (общевойсковых офицеров, офицеров-танкистов, ракетчиков, артиллеристов, связистов, летчиков, моряков и т. д.).
Военно-профессиональная ориентация осуществляется представителями военно-учебных заведений, воинских частей и военных комиссариатов. В военно-профессиональной ориентации принимают участие также ветераны Великой Отечественной войны и Вооруженных Сил, представители организаций РОСТО.
Основными задачами военно-профессиональной ориентации являются:
раскрытие общественного смысла и специфики службы офицеров,
формирование на этой основе желания посвятить свою жизнь защите Отечества; оказание помощи юношам, решившим поступать в военно-учебные
заведения, в выборе военной специальности с учетом призвания и способностей, особенностей воинской службы; разъяснение требований к профессионально важным качествам, психологическим данным, физической подготовленности и общеобразовательной подготовке кандидатов в вузы;
ознакомление молодежи с содержанием и условиями деятельности
военного специалиста-выпускника училища, ее требованиями к индивидуально-психологическим качествам человека; разъяснение молодежи правил приема и порядка обучения курсантов, особенностей службы выпускников училища; всестороннее изучение кандидатов на учебу, организация помощи поподготовке к поступлению в училище; оказание практической помощи военкоматам, средним учебным заведениям, воинским частям в работе по подбору для училища достойных кандидатов.
Начальным этапом военно-профессиональной ориентации является военно-профессиональное просвещение, активное осуществление которого начинается за 2-3 года до поступления в вуз.
На этом этапе:
организуются встречи молодежи с представителями воинских частей и военно-учебных заведений, ветеранами Великой Отечественной войны и
Вооруженных Сил, представителями военно-учебных заведений; на предприятиях, в учреждениях, организациях, колхозах и учебных заведениях, воинских частях и подразделениях оформляются специальные стенды с информационными материалами о военно-учебных заведениях и условиях приема в них; проводятся индивидуальные беседы о профессии офицера, порядке
подготовки и поступления в военно-учебные заведения.
Основой военно-профессионального воспитания. является военнопатриотическое воспитание молодежи, в ходе которого проводятся информации, лекции, беседы, доклады на военно-патриотические темы и другие мероприятия.
Работа по формированию у юношей правильного представления об офицерских профессиях и интереса к воинской службе в качестве офицеров должна осуществляться в тесном контакте с их родителями и близкими.
В период военно-профессиональной диагностики дается первичная оценка личностных качеств юноши, его способностей и уровня моральнопсихологической готовности к обучению в военно-учебном заведении.
Последующим этапом военно-профессиональной ориентации молодежи является военно-профессиональная консультация, в ходе которой юношам оказывается непосредственная помощь в выборе дальнейшего пути с учетом призвания, интересов и способностей. В процессе военнопрофессиональной консультации проводится работа по повышению уровня военно-профессиональной ориентации юношей, глубокому изучению их склонностей, способностей, определению степени их соответствия требованиям, предъявляемым к поступающим в тот или иной вуз, формированию профессионально важных качеств, укреплению здоровья с учетом психологических показателей, повышению физической подготовленности и общеобразовательной подготовки.
Общее руководство работой по военно-профессиональной ориентации возлагается на начальников управлений (отделов) военного образования видов Вооруженных Сил и других начальников, которым подчинены вузы. Они организуют разработку и издание справочников по офицерским профессиям и специальностям, книг, альбомов и проспектов, освещающих жизнь и деятельность вузов, доводят их до воинских частей и военных комиссариатов, осуществляют контроль работы подчиненных вузов по военно-профессиональной ориентации.
Начальники военно-учебных заведений разрабатывают планы мероприятий по военно-профессиональной ориентации военнослужащих и гражданской молодежи, издают и распространяют в воинских частях и военных комиссариатах средства наглядной агитации, исторические справки, альбомы, буклеты, демонстрируют фотовитрины о жизни и быте курсантов вуза, специфике службы его выпускников, организуют выступления представителей вузов по телевидению, на радио, на страницах местной печати, организуют работу военно-патриотических школ (кружков), проводят тематические вечера, лекции, просмотры кинофильмов и видеофильмов о военно-учебных заведениях, дни открытых дверей, направляют в воинские части и военные комиссариаты своих представителей, организуют подготовку постоянного и переменного состава вуза к проведению встреч и бесед с военнослужащими и гражданской молодежью в период прохождения войсковых стажировок, производственных практик, проведения отпусков и каникул.
Подготовка военнослужащих срочной службы к поступлению в военно-учебные заведения проводится в воинских частях с участием представителей вузов. По завершении военно-профессиональной ориентации выдаются рекомендации, которые отражаются в характеристиках при оформлении документов для поступления в военно-учебное заведение.
Командиры воинских частей и органы воспитательной работы с получением указаний и плана отбора кандидатов в вузы осуществляют мероприятия по военно-профессиональной ориентации военнослужащих срочной службы на офицерские профессии, дают указания о порядке проведения профориентационной работы и оформлении средств наглядной агитации, назначают ответственных офицеров за проведение военнопрофессиональной консультации по группам военно-учебных заведений, регулярно заслушивают подчиненных командиров и начальников об итогах работы по военно-профессиональной ориентации, поддерживают тесные связи с военно-учебными заведениями, организуют работу по формированию профессионально важных качеств кандидатов, необходимых для овладения избранной офицерской профессией.
Военные комиссары организуют работу по отбору на учебу в вузы гражданской молодежи, знакомят ее с требованиями к офицерскому составу, оказывают помощь в работе по военно-профессиональной ориентации, оборудовании учебных заведений стендами, посвященными офицерским профессиям, обеспечивают их перечнем военно-учебных заведений, которые проводят набор курсантов, и условиями приема в эти вузы, проводят во время приписки собеседования с юношами о их планах. Организуют пункты военно-профессиональной консультации при военкоматах с привлечением специалистов–социологов, психологов, врачей, представителей воинских частей и военно-учебных заведений. Оказывают помощь юношам в выборе военных специальностей и вузов.
Вся работа по военно-профессиональной ориентации должна носить плановый и целеустремленный характер и быть под постоянным контролем со стороны командующих (командиров), органов воспитательной работы и кадровых органов.
2.4.2. Содержание и условия повышения эффективности военно-профессиональной ориентации
Военно-профессиональная ориентация – это систематическая и целенаправленная работа педагогов, воспитателей, психологов, офицеров и курсантов военно-учебных заведений по оказанию помощи юношам в выборе военной специальности и подготовке к ее освоению. Она направлена на формирование у гражданской молодежи и военнослужащих срочной службы сознательного выбора офицерской профессии, конкретной военной специальности и на создание достаточного конкурса кандидатов на учебу в вуз.
В процессе военно-профессиональной ориентации молодым людям необходимо дать информацию об основных офицерских специальностях, о требованиях, которые предъявляет военная служба к человеку, и на основе этих знаний формировать их отношение к различным видам воинской деятельности, профессиональные интересы и стремление к осознанному выбору профессии офицера.
Военно-профессиональная ориентация должна носить планомерный характер и быть под постоянным контролем командования и учебного отдела военно-учебного заведения. Ежегодно должен разрабатываться план мероприятий по военно-профессиональной ориентации молодежи, где следует предусмотреть: подготовку и издание справочно-информационных материалов; публикацию объявлений о наборе в училище в газетах, их распространение через телевидение и радио; организацию «Дней открытых дверей» и командировок офицеров для проведения профориентации в воинских частях, военкоматах, средних учебных заведениях; участие курсантов старших курсов в профориентационной работе. Непосредственный контроль за реализацией плана мероприятий по военно-профессиональной ориентации целесообразно возложить на группу профессионального психологического отбора вуза.
Психологическое обеспечение военно-профессиональной ориентации молодежи включает (см. схему 2): психологическую диагностику профессионально важных качеств, психологическую консультацию по выбору профессии и конкретной специальности, психологическую подготовку к выбору профессии и обучению в вузах, психологическую помощь в профессиональном самоопределении, анализ эффективности и коррекцию системы военно-профессиональной ориентации молодежи.
Психологическая диагностика профессионально важных качеств личности (ПВК) |
Профессиографическое описание офицерских специальностей |
Изучение профессионально важных качеств личности молодежи |
|
Оценка психологической готовности кандидатов к обучению в вузе |
|
Психологическая консультация по выбору профессии и конкретной специальности |
Требования профессиональной деятельности к личности офицера |
Психологические особенности профессиональной подготовки |
|
Разработка рекомендаций по выбору конкретной специальности |
|
Психологическая подготовка к выбору профессии и обучению в вузах |
Создание положительной мотивации к выбору профессии офицера |
Военно-профессиональное развитие личности |
|
Формирование психологической готовности к обучению в вузах |
|
Психологическая помощь в профессиональном самоопределении |
Разбор типичных ошибок при выборе профессии и специальности |
Коррекция затруднений в процессе выбора профессии офицера |
|
Переориентация юношей, выбравших профессию без учета ПВК личности |
|
Анализ эффективности военнопрофессиональной ориентации молодежи |
Изучение трудных ситуаций профессионального самоопределения |
Изучение причин отчисляемости курсантов по нежеланию учиться |
|
Коррекция системы военнопрофессиональной ориентации молодежи |
Изучение отзывов на выпускников поступивших из войск |
Схема 2 - Система психологического обеспечения военнопрофессиональной ориентации молодежи.
Наиболее действенными формами профориентационной работы являются: выступление офицеров и курсантов в школах, кадетских корпусах, военкоматах, воинских частях, по радио и на телевидении; подготовка и распространение красочных плакатов, альбомов, буклетов, рекламных видефильмов, рассказывающих об учебе курсантов и службе выпускников; проведение в училище "Дней открытых дверей", спортивных праздников и военных игр, приглашение молодежи на торжественные мероприятия в училище; активное участие в военно-патриотической работе в соседних школах и других учебных заведениях; организация консультационных пунктов, юношеских военно-патриотических школ, военно-спортивного летнего лагеря на базе училища; налаживание делового сотрудничества с территориальными центрами профессиональной ориентации.
При проведении профориентационной работы следует обратить особое внимание на организацию специализированных классов в средних школах для целенаправленной подготовки учащихся к поступлению в училище. Учащиеся этих классов 1-2 раза в неделю занимаются под руководством преподавателей училища, используя учебно-лабораторную базу вуза. Создание по инициативе училищ специализированных классов на базе средних школ позволяет подготовить достойных кандидатов на учебу.
Встречи и беседы курсантов с молодежью по месту проведения ими зимних каникул дают хорошие результаты еще и потому, что совпадают по времени с подготовкой к "Дню защитника Отечества". Встреча бывшего питомца школы с земляками, личный выбор жизненного пути, образцовый внешний вид, хорошо продуманная беседа – вот те факторы, которые будут способствовать стремлению к поступлению в училище у многих юношей, желающих связать свою жизнь с офицерской службой.
На период проведения практики и стажировки в воинских частях и на кораблях курсантам целесообразно давать задание для проведения военнопрофессиональной ориентации среди военнослужащих срочной службы. При этом особое внимание они должны обращать на индивидуальную работу с отличниками боевой подготовки, классными специалистами.
Работа летнего военно-спортивного лагеря на базе училища, несомненно, вносит динамизм в дело военно-патриотического воспитания молодежи, активизирует военно-профессиональную ориентацию среди старшеклассников и является достаточно эффективным мероприятием по формированию военно-профессиональной направленности, устойчивых мотивов у молодежи при выборе профессии офицера.
Представители военного училища, работая в школе, воинской части наряду с решением задач профориентации молодежи на поступление в военно-учебное заведение должны выявлять конкретных юношей, обнаруживших склонности к военно-профессиональной деятельности. Профориентационная работа должна способствовать всестороннему изучению их личностных особенностей, выработке индивидуальных рекомендаций по подготовке к поступлению в вуз.
Условием повышения эффективности военно-профессиональной ориентации является профессиографическое исследование основных специальностей офицеров Вооруженных Сил. Только при наличии профессиограмм, отражающих совокупность профессионально важных для той или иной военной специальности индивидуально-психологических качеств, можно целенаправленно изучать личность юноши в ходе профориентации, прогнозировать его пригодность к определенной деятельности в войсках и на флотах. Эту задачу могут успешно выполнить специалисты группы профессионального психологического отбора военно-учебного заведения.
Методика проведения профессиографического описания специальностей офицеров Вооруженных Сил разработана В.Ф.Ковалевским. Целью проведения профессиографии является:
Основным методом профессиографии является метод экспертной оценки специалистов. Кроме того, применяются беседы, изучение документов, регламентирующих деятельность офицеров различных специальностей, а также их самоотчеты. В результате профессиографии разрабатываются профессиограммы основных специальностей офицеров, которые применяются для проведения военно-профессиональной ориентации молодежи.
Вторым условием повышения эффективности военнопрофессиональной ориентации является психологическое обеспечение мероприятий профориентации. Оно включает (см. схему 2) оценку индивидуально-психологических особенностей личности, формирование положительной мотивации к профессии офицера, консультацию о психологических особенностях различных профессий, практические рекомендации по выбору профессии, анализ эффективности профориентационных мероприятий, коррекцию системы военно-профессиональной ориентации.
Третьим условием повышения эффективности военнопрофессиональной ориентации является создание положительной мотивации к профессиональному самоопределению.
Это предполагает побуждение юношей к самопознанию и саморазвитию, выработку у них правильной оценки проблем профессионального самоопределения, разработку индивидуальных программ профессионального самооброзования и самовоспитания, обеспечение выбора ими профессии офицера конкретного вида Вооруженных Сил и рода войск, конкретного училища и специальности, их переориентацию в случае, если профессия выбрана без учета индивидуальных качеств.
Следовательно, условиями повышения эффективности военнопрофессиональной ориентации молодежи являются: профессиографическое исследование основных специальностей офицеров Вооруженных Сил; психологическое обеспечение профориентационных мероприятий; создание положительной мотивации к профессиональному самоопределению.
Эффективность военно-профессиональной ориентации можно повысить, если она базируется на раскрытии сущности, структуры, основных закономерностей функционирования такого социально - психологического явления как воинское призвание.
В настоящее время существует ряд точек зрения на сущность и содержание профессионального призвания.
К первой группе относятся исследования, в которых утверждается взгляд на профессиональное призвание как явление, детерминируемое природными задатками и социальными условиями жизни индивида. Этой точки придерживались Н.Н.Ланин, Г.Л.Черченко.
Для второй группы характерно включение в содержание профессионального призвания способностей, а также определенного профессионального влечения, склонности. Этой точки придерживались В.В. Ермолин, В.В.Корнеев, А.А.Деркач, Р.Х.Абинов.
Уделивший достаточно внимания изучению проблемы способностей К.К.Платонов рассматривает способности лишь как одну из предпосылок формирования профессионального призвания. Профессиональное призвание он характеризует как сложное свойство личности в основном входящее в подструктуру ее направленности, но включающее и свойства других подструктур: знания и умения из подструктуры опыта и волю из подструктуры психических процессов.
К четвертой группе можно отнести разработки ряда авторов, включающих в содержание призвания такие его компоненты как влечение к определенной профессии - склонность и убежденность в правильности выбора индивидом профессии. Этой точки придерживались П.А.Шавир, Т.М.Алексеенко.
Из анализа взглядов необходимо отметить, что практически всеми исследователями в качестве основного структурного элемента призвания выделяется побуждение к деятельности определенного вида.
Таким образом, можно выделить побудительную сторону и познавательную сторону призвания. Они и являются основными элементами структуры призвания, в своей неразрывности и единстве: сформированный в процессе познания образ будущей профессиональной деятельности обладающей влекущей, побудительной силой. В таком виде профессиональное призвание как раз и является средством, способом приобщения индивида к всеобщему, т.е. средством, способом его социализации, причем очень эффективным.
Существенными предпосылками развития профессионального развития служат также функциональные возможности индивида, определенный уровень их развития, а также определенный уровень развития возможностей общества предоставить необходимые условия для выбора, овладения данной профессией, успешной профессиональной деятельности и развития индивида в процессе этой деятельности.
Данные предпосылки позволяют показать роль военно-профессиональной ориентации в процессе формирования воинского призвания.
Военно-профессиональная ориентация обеспечивает максимально возможное соответствие в отношениях общества и индивида, отражение которого в сознании данного индивида принимает форму высокоразвитого воинского призвания, которое, в свою очередь, служит одним из ведущих мотивов выбора профессии офицера.
Воинское призвание, в процессе своего развития активно влияет на совершенствование функциональных возможностей индивида, способствует развитию у последнего необходимых военно-профессиональных качеств и, следовательно, выступает действенным фактором формирования личности военного профессионала.
Воинское призвание - это особый вид цели, поставленной перед собой человеком, выступающей в качестве единства стремления овладеть профессией офицера, достичь в ней высокого уровня профессионального мастерства, а так же представления о ней как наиболее желаемой, привлекательной, отвечающей потребностям общества и удовлетворяющей личные потребности индивида.
Воинское призвание, не есть нечто данное ему от рождения. Оно возникает в ходе приобщения индивида к общественному движению, проходит определенные формы своего развития в сознании людей.
В настоящее время существует два пути формирования воинского призвания у молодежи. Один из них основан на стихийном поиске и его можно назвать путем проб и ошибок. Другой путь - придание процессу формирования воинского призвания управляемого характера в рамках научно организованной системы военно-профессиональной ориентации.
Первоначальным этапом призвания можно считать простое влечение к военной профессии - психологическое состояние, выражающее недифференцированную, неосознанную или недостаточно осознанную потребность субъекта.
Влечение возникает, как под действием совершенно случайных факторов - понравившейся книги, фильма, конкретного примера выполнения обязанностей по воинской службе, но может возникнуть и под воздействием целенаправленной деятельности органов военно-профессиональной ориентации. Если влечение получает постоянное эмоциональное подкрепление, то появляется более деятельное отношение к соответственному объекту. Влечение к военной профессии перерастает в интерес к ней.
Профессиональный интерес - это динамический комплекс психологических свойств и состояний, проявляющийся в избирательной, познавательной, эмоциональной и волевой активности, направленной на предполагаемую или приобретенную профессию. Подкрепляя и развивая интерес к военной профессии средствами военно-профессиональной ориентации создаются возможности по преобразованию его в склонность к офицерской службе, воинской деятельности.
Склонность к воинской деятельности - это избирательная направленность на эту деятельность, побуждающая овладеть и заниматься ею. Во взаимодействии с убеждениями, идеалами и другими мотивами она оказывает определенное внимание на общую направленность личности. Для этого этапа формирования и развития склонности характерна большая интенсивность внимания, воли, эмоций. Это объясняется действием нового стимулятора - осознанного решения превратить воинскую деятельность в собственную профессию. Здесь относительно постоянный интерес к военной профессии связывается с другими интересами, ценностными ориентациями. Именно на этом этапе происходит взаимодействие непосредственной мотивации - деятельность привлекательна, потому что вызывает чувство удовлетворения личных потребностей - с опосредованной, вызываемой значимостью военно-профессиональной деятельности для общества, благодаря которой и сам человек, овладевший ею, станет ценностью для общества. Кроме того, происходит структурализация интересов, переход от многочисленных неглубоких к единственному глубокому интересу.
3. РЕЗУЛЬТАТЫ ЭМПИРИЧЕСКОГОИССЛЕДОВАНИЯ УРОВНЯ ВОЕННО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ МОЛОДЕЖИ
Как уже указывалось выше, в настоящее время все более остро встает вопрос о профессионализации в Вооруженных Силах. С каждым годом совершенствуется вооружение и военная техника, что часто приводит к увеличению физиологической и психологической нагрузки человека. Только профессионал может грамотно действовать в сложной и динамичной обстановке современного боя, умело руководить воинскими коллективами.
В то же время падение престижа военной службы, разрушение системы военно-профессиональной ориентации, плачевное положение с рекламой военной службы и другие причины привели к тому, что в армию стали приходить случайные люди, не соответствующие высоким требованиям, предъявляемым военной службой. Низкое качество личного состава, заключающего контракт о прохождении военной службы, объясняется в первую очередь не плохим профессиональным отбором, а малым количеством кандидатов. Поэтому сегодня требуется центр тяжести перенести с количественного подхода (профессионального отбора) в сторону качественного (профессиональной ориентации).
Опросы, проведенные несколько лет назад в лицеях и школах центральной России, показали, что школьники не интересуются военной профессией и даже не планируют проходить срочную службу. Из 250 опрошенных школьников только 6 % считают, что могли бы добиться успехов в военной сфере, и всего 3,3 % в качестве своих ближайших планов высказали намерение отслужить в рядах российской армии или поступить в военный вуз.
В последние 2-3 года наблюдаются попытки разрешения наболевших проблем Вооруженных Сил: улучшается материальное положение военнослужащих, проводятся военно-профессиональные игры, активно рекламируется контрактная служба, создаются военно-профессиональные классы и др.
Но проводятся ли эти мероприятия на должном уровне, какова их реализация на местах? Мы в своих исследованиях решили выяснить каков уровень военно-профессиональной направленности молодежи, обучающейся в военно-патриотических классах г.Воронежа, на военную службу.
У 48 % опрошенных никто из близких родственников не проходил службу в армии. На вопрос «Нравятся ли Вам занятия по начальной военной подготовке?» 42 % школьников ответили что «нет», так как это им вряд ли пригодится, 58 % опрошенных дали положительный ответ. Из них 8 % объяснили это тем, что хотят в будущем стать военными, а для остальных 50 % эти занятия кажутся просто веселыми.
Все опрошенные школьники участвовали в военно-спортивных играх «Орленок», однако четко объяснить свои действия и функциональные обязанности в команде не смогли. Большие затруднения вызвал и вопрос об известных личностях Великой Отечественной войны – 92 % одиннадцатиклассников не смогли назвать ни одной фамилии. Круг интересов современных молодых людей составляют в основном спорт, игры на компьютере, общение с противоположным полом. Среди наиболее запомнившихся книг и кинофильмов не было ни одного произведения классического жанра или произведения, имеющего военно-профессиональную направленность. Были названы произведения, которые относятся к таким жанрам, как «боевик», «ужасы», «эротика». 16 % опрошенных сказали, что иногда смотрят по телевизору программы новостного характера. Но даже и эти респонденты не смогли указать основные события текущего года в международной жизни и во внутренней жизни России.
Более 70 % выпускников школ заявили о своем нежелании идти в армию, при этом почти две трети из них уже уверены в том, что они в армию и не попадут. Вызывает тревогу тот факт, что на вопрос «Считаете ли Вы себя патриотом?» 48 % старшеклассников ответили, что «нет, не считают». Не смогли они дать ответ и на вопрос: «Какие поступки, качества, взгляды должны характеризовать патриота?» Около 20 % опрошенных назвали категории «доброты», «честности», «уважительности», 8 % отметили «любовь к Родине», а остальные вообще написали ответ «не знаю».
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В результате проделанной работы решены задачи исследования по изучению научных и теоретических основ профоиентирования, по рассмотрению особенностей формирования личности подростка, а также мотивов выбора профессии подростками в первой главе работы.
Во второй главе описаны: структура работы по профориентационному консультированию; существующие методы и методики профконсультационной работы; представлены результаты исследования влияния профориентационного консультирования на выбор профессии подростками.
Анализ результатов проведённого нами исследования позволяет сделать следующие выводы:
ЛИТЕРАТУРА
1989.
1979.
1983.
- М., 1987.
ПРИЛОЖЕНИЕ А
Формирование военно-профессиональных намерений
|
|
Каналы воздействия на процесс выбора профессии
Объективные
|
|
Объективно-субъективны выбора
|
|
Субъективные |
Предпосылки |
профессии |
Кто может стать курсантом?
В военные вузы принимаются граждане РФ:
- со средним (полным) общим образованием или средним профессиональным образованием;
- не проходившие военную службу, которым до конца года исполнилось 17 лет, но не старше 21 года включительно на год поступления;
- проходившие или прошедшие военную службу - до 23 лет включительно на год поступления;
________________________________________
Какие документы необходимы?
Военнослужащие, проходящие службу по призыву или по контракту подают рапорты по команде на имя командира воинской части до 1 апреля.
В рапорте указывается: воинское звание, ФИО, год и месяц рождения, образование, наименование военно-учебного учреждения.
Военнослужащие, отобранные кандидатами для поступления на учебу, направляются командирами воинских частей на сборы, которые проводятся в вузах с 5 - 30 июня.
Гражданская молодежь подает заявление о поступлении в районный (городской) военный комиссариат по месту жительства до 1 мая.
В заявлении указывается: ФИО, год и месяц рождения, адрес места жительства, наименование вуза, наименование военного комиссариата и его почтовый индекс. К заявлению прилагается: автобиография, характеристика с места работы или учебы, копия документа об образовании (учащиеся учебных заведений представляют справку о текущей успеваемости с указанием изучаемого иностранного языка), 3 фотокарточки (без головного убора) размером 4,5x6 см.
Юноши, поступающие в училище летчиков, проходят специальное медицинское освидетельствование в областных (краевых) военкоматах.
Кандидат имеет право подавать заявление непосредственно на имя начальника училища (академии).
О времени и месте прибытия кандидатов для прохождения профессионального отбора начальники училищ (академий) сообщают до 30 июня через военкоматы, а кандидатам непосредственно обратившимся в вуз на их домашний адрес.
________________________________________
Годен ли к службе?
Профессиональный отбор проводится приемными комиссиями вузов с 5 по 25 июня.
Военно-профессиональная пригодность и индивидуальные психологические качества проверяются при собеседовании кандидата со специалистами, профессионально-психологическом отборе, при тестировании.
Кандидаты в высшие военное авиационные училища летчиков проходят врачебную летную комиссию.
Физическая подготовленность оценивается по результатам выполнения упражнений: подтягивание на перекладине (11-17 раз), бег на 100 метров (13,6 - 14,8 секунд), бег на 3 км (12,00 - 13,30 минут), плавание (100-50 метров).
Обще-образовательная подготовка проверяется по следующим предметам: математика (результаты ЕГЭ), физика (результаты ЕГЭ), русский язык (результаты ЕГЭ).
________________________________________
Льготы при поступлении
Лица, награжденные по окончании средней школы золотой (серебрянной) медалью, окончившие средние общеобразовательные учреждения или учреждения среднего профессионального образования с дипломом с отличием и удовлетворяющие всем другим требованиям поступления в вузы сдают определяемый начальником вуза 1 экзамен по профилирующему предмету. При получении оценки 5, указанные лица освобождаются от дальнейшей сдачи экзаменов.
Выпускники подготовительных курсов, организованных при вузах решением приемной комиссии могут быть зачислены в данное военно-учебное заведение по результатам выпускных экзаменов на этих курсах или участвовать в конкурсе (без сдачи вступительных экзаменов) и профессиональном отборе других военно-учебных заведениях (с которыми есть соответствующий договор).
Вне конкурса, на основании профессионального отбора, военные училища могут зачислять кандидата из числа сирот или оставшихся без попечения родителей.
В высшие военные училища могут быть зачислены без проверки знаний по общеобразовательным предметам на 1 курс после собеседования лица, окончившие 1 или последующие курсы гражданских вузов по специальностям, соответствующим профилям данного военного училища и удовлетворяющие другим требованиям профессионального отбора.
Не сдают вступительные экзамены по общеобразовательным предметам при поступлении в военные училища выпускники суворовских (нахимовского) военных училищ, кадетских корпусов и специальных школ-интернатов с первоначальной летной подготовкой.
________________________________________
Проезд в вузы
Военное училище (академия) бесплатно организует проезд кандидатов в вузы, встречу, размещение, питание, медицинское и культурное обеспечение.