Будет ли у «Абрамса» и «Леопарда» шанс уцелеть в бою с новейшим российским танком?
Гвоздем парада в честь 70-летия Победы на Красной площади станет Т-14 «Армата» — первый в мире танк четвертого поколения. Его облик долго оставался в секрете. Как он выглядит, мир узнает лишь 9 мая. Возможно, кто-то будет разочарован, не увидев перед мавзолеем нечто, напоминающее бэтмобиль. Но достоинства новой боевой машины не в ее внешнем виде. Этот танк нужен не для парада.
Отличить «Армату» от прочих российских танков легко даже неспециалисту — у нее семь катков в гусеничном шасси вместо шести. Вообще начинать рассказ об «Армате» следует не с пушки или брони и даже не с новаторской компоновки, а с того, на чем все это держится, — с шасси.
Еще в середине 2000-х годов в России был создан экспериментальный танк, который должен был стать настоящим тиранозавром на поле боя — Т-95 «Черный орел». Это был монстр с пушкой калибром 152 мм. (Для сравнения: «Абрамс» и «Леопард», основные боевые танки США и Германии, оснащены 120-миллиметровым орудием.) Разработка «Орла» началась в 1980-х годах в СССР по программе, которая неофициально называлась «Абрамскапут». Именно благодаря наработкам для Т-95 «Армату» удалось создать так быстро (программа стартовала в 2010 году). Но некоторые специалисты до сих пор горько сетуют, что Т-95 не пошел в серию. Ему не было бы равных в течение десятилетий. По своим боевым возможностям до него недотягивает даже «Армата», хотя в этот проект постарались перенести все лучшее, что было у Т-95. Однако у нового проекта есть одно принципиальное отличие.
«Армата» — это не танк. Танк, судя по сообщениям осведомленных источников, будет называться Т-14. А «Армата» — это тяжелая гусеничная платформа, на которой создается как этот танк, так и еще около 30 наименований бронетехники, включая ремонтно-эвакуационную машину, мостоукладчик, тяжелый огнемет, машину управления, САУ, машину ПВО и т. д. Без всего этого современная армия немыслима. И единое шасси позволит сэкономить миллиарды рублей при производстве и обслуживании этой техники. Ведь самое непревзойденное качество наших танков со времен Т-34
Гусеничное шасси «Арматы» многое позаимствовало у Т-95 — например, семь катков вместо классических для советской тяжелой бронетехники шести. Семь катков позволяют выдержать больший вес и обеспечить отличную проходимость и мягкость хода. Но в шасси «Арматы» в отличие от Т-95 двигатель можно размещать не только в корме, как на обычном танке, но и в передней части, перед экипажем, что необходимо, к примеру, для создания боевой машины пехоты (БМП), корма которой занята десантом. Это и позволяет без существенных переделок создавать самые разные образцы техники на единой платформе.
Кстати, тяжелая БМП на базе «Арматы» также проедет по Красной площади 9 мая. Если верить все тем же осведомленным источникам, она имеет индекс Т-15.
Но перейдем собственно к танку четвертого поколения на платформе «Армата». Как известно, в СССР первыми стали использовать автомат заряжания, который досылает снаряд в орудие без участия человека. Впервые это устройство появилось в 1963 году на Т-64. Оно позволило сократить экипаж до трех человек. Кстати, ни на «Абрамсе», ни на «Леопарде» автомата до сих пор нет, пушку заряжают вручную и экипаж состоит из четырех танкистов.
Автомат заряжания есть на Т-90 — нынешнем основном танке России, которой хвалят за маневренность и огневую мощь. Но у него есть существенный недостаток — экипаж находится в одном объеме с боеприпасами и горючим, то есть сидит на пороховой бочке в буквальном смысле этого слова. Детонация снарядов или пожар при пробитии брони не оставляют людям шанса на выживание.
На Т-14 сделан следующий шаг вперед — вся башня стала необитаемой, для чего пришлось разработать дистанционно управляемую так называемую цифровую пушку. Это позволило уменьшить размеры башни (ведь в нее приходится 50% попаданий в бою). А главное — весь экипаж перемещен в корпус танка и упрятан в специальную бронекапсулу, которая отделена от боекомплекта и горючего и выдерживает прямое попадание любого современного противотанкового средства. Даже если танк будет подбит, люди выживут. Собственно, эта компоновка и есть главный признак танка четвертого поколения. Благодаря этому Т-14 станет такой же классикой, какой был легендарный Т-34. На него будет ориентироваться все мировое танкостроение.
Т-14 «Армата» в отличие от Т-95 по-прежнему вооружен пушкой калибра 125 мм. В первую очередь это объясняется тем, что в России накоплен огромный арсенал боеприпасов этого калибра. Отказываться от него глупо.
Но еще более важно, что в 2000-х годах в России создали удачный вариант 125-миллиметрового танкового орудия с индексом 2А82. Это орудие бьет на 15–20% кучнее прежней модификации, установленной на Т-90, и является самой мощной серийной танковой пушкой в мире. Лучшим западным танковым орудием считается Rh-120 производства «Рейнметалл», устанавливаемое на «Леопарде-2». Его лицензионный вариант стоит и на «Абрамсе». По дульной энергии российская 2А82 превосходит немецкую пушку в 1,17 раза, будучи при этом на 60 см короче.
Кроме того, 2А82 на самом деле не просто пушка, а пусковая установка. Стрелять она может не только снарядами, но и противотанковыми ракетами. У главных соперников ничего подобного нет. Прицельная дальность стрельбы орудия «Леопарда» — 3,5 км. Для Т-14 разработана противотанковая ракета, которая встретит противника на расстоянии свыше 6 км. То есть право «длинной руки» в бою будет принадлежать Т-14. Подпускать врага на пушечный выстрел вовсе не обязательно. Есть возможность применить любимый принцип - американцев победить в бою еще до боя. Ну а будет нужда — можно поставить на «Армату» и калибр в 152 мм от Т-95. Шасси позволяет.
Впервые за последние 30 лет в России создана новая броневая сталь марки 44С-св-Ш. Она на 15% прочнее прежней танковой брони, что позволяет уменьшить массу Т-14 на полтонны без ущерба для уровня защиты. Немаловажный фактор - эта сталь не становится хрупкой при арктических морозах. И разумеется, сталь - только часть многослойного пирога из металла, керамики и композитов.
Но собственно броня - это последний рубеж обороны Т-14, до которого противнику еще добраться надо. Уже давно на танках применяется так называемая динамическая защита - брикеты взрывчатки, которые встречным контрвзрывом отбивают ударивший в танк снаряд. Но это вчерашний день танкостроения. На Т-14 помимо динамической установлена активная броня. Танк оснащается радарами ближнего действия, которые фиксируют подлет боеприпаса с любого направления. По сигналу радара в направлении угрозы выстреливается пучок поражающих элементов, уничтожающих приближающийся объект на расстоянии 15–20 м от танка. Первой в мире системой активной защиты был «Дрозд», появившийся в 1983 году на Т-55. Увы, при Михаиле Горбачеве все Т-55 были ликвидированы вместе с этой системой. В итоге единственным танком с активной защитой в настоящее время является израильский «Меркава». Ни на «Абрамсе», ни на «Леопарде» ее нет. На «Абрамсе», к примеру, для усиления защиты применяют обедненный уран. Так что его броня не активна, а радиоактивна, что не очень радует американских танкистов.
Т-14 будет оснащен системой активной защиты «Афганит», которая поражает снаряды, летящие со скоростью до 1700 м/с. На смену ей уже готовится «Заслон», способный перехватывать объекты со скоростями до 3000 м/с.
Но и это не все. Для борьбы с подлетающими снарядами противника планируется использовать штатный пулемет «Арматы». На танке такая система используется впервые в мире. На Т-14 будет стоять пулемет «Корд» калибра 12,7 мм, а также модернизированный танковый пулемет Калашникова (ПКТМ) калибра 7,62 мм. Оба установлены снаружи на независимых управляемых модулях и наводятся на цель дистанционно танкистом, находящимся в бронекапсуле, или с помощью компьютера по данным радара. Во время иракской войны американцы потеряли значительное число командиров «Абрамсов», когда те вели огонь из пулемета, возвышаясь над башней. В итоге не придумали ничего лучшего, как снабдить пулемет «Абрамса» куполом из пуленепробиваемого стекла. Выглядит все это как реквизит из дешевого фантастического фильма 1970-х годов.
Наконец, переходим к самому сложному и важному в современном танке - его системе управления. На самом деле именно она, а не броня или калибр пушки определяют боевые возможности машины. Немцы в 1941 году на учебных танкетках наносили сокрушительные поражения Красной армии, оснащенной такими монстрами, как КВ-2 со 152-миллиметровым орудием и броней как у крейсера. Но эти гиганты были слепы и глухи, а советские командиры управляли боем с помощью флажков, которыми размахивали, высунувшись из люка.
В Т-14 экипаж спрятан в бронекапсуле. Обо всем происходящем снаружи танкист будет судить по показаниям приборов, а точнее - по изображениям на дисплеях. Для этого необходимо было создать так называемое техническое зрение - систему камер высокого разрешения, инфракрасных датчиков, многоканальных прицелов, лазеров и радаров, которые обеспечивают круговой обзор, помогают находить цель даже ночью и наводят оружие. И такая система для Т-14 создана. Вероятность попадания с первого выстрела близка к 100%. Техническое зрение дополняет радар с активной фазированной решеткой, такой же, как на истребителях пятого поколения. Он контролирует территорию в радиусе 100 км и способен вести до 40 наземных и до 25 воздушных целей, включая подлетающие снаряды и ракеты.
Но и это не все. В соответствии с теорией сетецентрической войны танк больше не будет «один в поле воин». Современная война ведется не на поле боя, а в информационном пространстве. Для его создания Т-14 будет получать данные от разведчиков и штабов, от других боевых машин, от беспилотных летательных аппаратов и даже прямо с разведывательных спутников. В перспективе подобная система в совокупности с необитаемой башней позволит создать беспилотный танк. Но это будет уже машина пятого поколения.
В завершение приведем высказывание Вячеслава Халитова, заместителя директора Уралвагонзавода, на котором изготовлен новый танк и с которым банк ВТБ сотрудничает с 2008 года: «Есть интегральный показатель - коэффициент военно-технического уровня. Если за единицу взять Т-72Б, то коэффициент «Арматы» будет равен четырем. А по отношению ко всем существующим ныне в мире танкам превосходство будет порядка 25-30%».